Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин высказался по актуальным нормам законопроекта «О статусе педагога», который сегодня одобрен в I чтении на пленарном заседании палаты.
В ходе обсуждения депутаты подняли ряд актуальных вопросов. Прежде всего речь шла о снижении нагрузки на учителя и учеников.
— Вопрос нормативной учебной нагрузки – очень острый и наболевший. Низкая нагрузка – это «мизерные» учительские ставки, высокая – это сверхзагруженность наших учителей и соответственно низкое качество преподавания. Именно поэтому и Первый Президент — Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев, и глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев поставили задачу: сокращение нагрузки на учителей, — сказал Нигматулин.
В правительственном варианте законопроекта эта норма не предусматривалась, что вызвало критику со стороны спикера мажилиса.
— В рамках обсуждения проекта закона мы встречались с педагогической общественностью. Учителя отмечали, что учебная нагрузка чрезмерно высока как для них, так и для учеников. Поэтому для исправления этого положения депутаты и предлагают снизить нормативную учебную нагрузку в неделю с 18 до 16 часов. При этом за 16 часов учителя должны получать столько же, сколько получают сейчас за 18. Это очень важный момент,
— сказал Нигматулин.
При этом спикер мажилиса подчеркнул, что решая задачу сокращения нагрузки на учителей, нужно обязательно продумать и снижение недельной нагрузки на учеников.
Особое внимание депутаты уделили гарантиям защиты чести и достоинства педагога.
Как подчеркнул спикер мажилиса, по предложению депутатов вводится норма об административной ответственности за посягательство на честь и достоинство педагогов.
— Это совершенно новая норма, которая вводится впервые. Раньше было золотое правило: учитель всегда прав. А сегодня получается, что у учителей нет вообще никаких прав, — сказал Нигматулин, отметив, что в последнее время участились случаи, когда педагоги подвергаются нападкам, а порой даже насилию.
По мнению спикера мажилиса, таким случаям должна даваться жесткая правовая оценка со стороны правоохранительных органов.
Отдельное внимание депутаты уделили вопросу привлечения учителей к несвойственной их профессиональной деятельности работе.
В правительственном варианте депутаты увидели противоречие между отдельными нормами, которые, в одном случае, обязывают педагога «содействовать социальному, культурному и экономическому развитию страны», а в другом – не допускают привлекать его к несвойственным профессиональной деятельности видам работы.
— Прописывая в обязанность педагогов «содействовать социальному, культурному и экономическому развитию общества», мы опять рискуем загрузить их несвойственными функциями. Максимальное время учитель должен быть с учениками, а не на мероприятиях. Для обсуждения законопроекта я недавно встречался с учителями, в частности, с педагогической общественностью столицы. Так вот, учителя как настоящие граждане готовы активно участвовать в жизни страны, т. е. они не отказываются. Но прежде всего они хотят заниматься своим делом – учить детей, — подчеркнул Нигматулин.
По его мнению, педагог может выполнять работу, не связанную с его профессиональной деятельностью, но исключительно в случаях, предусмотренных законами страны.
— И это необходимо четко отразить в законопроекте, — считает Н. Нигматулин.
Подводя итог состоявшего обсуждения, спикер мажилиса отметил: встречи с учителями показали, что основные параметры законопроекта поддерживают сами педагоги. Вместе с тем Нурлан Нигматулин подчеркнул необходимость доработки ряда вопросов.
— До второго чтения необходимо обратить внимание на доработку норм по защите статуса педагога. Нормы по защите чести и достоинства учителей должны быть практичными и обеспечивать как неотвратимость, так и справедливость наказания за посягательство на них,
— сказал председатель мажилиса.
По словам Нигматулина, с 1 января 2020 года зарплата педагогов возрастёт на 25% и в 2 раза в течение последующих 4-х лет. Кроме того, законопроектом предусмотрена доплата в 2-х кратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска и другие меры.
Однако только экономических стимулов недостаточно.
— Повышение статуса педагога — это целый комплекс мер, который включает все направления формирования положительного имиджа профессии педагога. Решать все задачи, о которых сегодня мы говорили, должно не только правительство, но и парламент, другие государственные органы, да и все общество в целом. Только таким образом, используя весь комплекс мер, можно на деле добиться высокого статуса наших педагогов, — сказал спикер мажилиса.