Если в решениях Российского Центробанка наблюдается последовательность, то деятельность Нацбанка вызывает сомнения.
В конце октября Совет директоров Банка России (Центробанка) принял решение о резком (сразу на 50 базисных пунктов) снижении ключевой ставки — до 6,5% годовых.
Аргументы:
Аналитики Центробанка снизили свой прогноз годовой инфляции по итогам текущего года с 4-4,5% до 3,2-3,7%. В следующем году, по их оценкам, инфляция составит 3,5-4% и в дальнейшем останется около 4%.
В Нацбанке 28 октября приняли решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25%.
Аргументы:
По прогнозам аналитиков Нацбанка, к концу года инфляция ожидается на уровне 5,7-5,8%, а в следующем году сохранится внутри целевого коридора 4-6%.
Когда статистики двух стран сообщили официальные данные об октябрьской динамике потребцен, выяснилось, что инфляция в России и Казахстане изменилась разнонаправленно. При этом последнее решение Банка России по ставке вполне укладывается в последовательно проводимую им политику инфляционного таргетирования и его прогнозы. Поскольку годовая инфляция в соседней стране опустилась с сентябрьских 4% до 3,8%.
Как следует из данных Росстата, за первый месяц осени потребительские цены поднялись лишь на 0,1%. При этом продовольственные товары подорожали на 0,2%, непродовольственные на 0,3%. Расценки на платные услуги для населения снизились на 0,2%.
В годовом выражении цены по перечисленным позициям выросли соответственно на 4,2%, 3,2% и 3,8%.
Решение же Нацбанка сохранить базовую ставку на сентябрьском уровне оказалось не вполне своевременным. Ведь в октябре годовая инфляция поднялась с сентябрьских 5,3% до 5,5%. Более того, вернулась к августовскому уровню.
Кроме того, октябрьская инфляция в Казахстане оказалась гораздо выше российской. Так, продовольственные товары по сравнению с сентябрем подорожали на 0,9%, непродовольственные – 0,5%, платные услуги для населения – на 0,2%.
При подсчетах в годовом выражении Казахстан значительно опережает Россию по темпам роста цен на продовольственные (9,7%) и непродовольственные (5,2%) товары.
Таким образом, в очередной раз подтвердилось, что Нацбанку, в отличие от Банка России, не удается эффективно проводить политику инфляционного таргетирования.
Следующее решение по базовой ставке Нацбанк примет 9 декабря, Банк России – 13 декабря.