Причинами трагедии называют нехватку школьных инспекторов, видеокамер и плохое оборудование санузлов. Но социологи говорят о другом — о корнях этой беды.
В Таразе во время урока изнасиловали семиклассницу. На 12-летнюю ученицу школы №6 напали в туалете учебного заведения. При этом на камерах наблюдения видно, как преступник почти час бродил вокруг школы.
Наказание за инцидент понесли взрослые. Начальникам МПС УП, ОП-2 УП, ОМПС ОП-2, старшему инспектору по организации работы ювенальной полиции ОП-2 города Тараз объявили строгие выговоры. Лишили должности директора учебного заведения. Школьного инспектора уволили из органов внутренних дел. Но что изменилось в принципе?
Арман Оразалиев, начальник Департамента полиции Жамбылской области, предложил контрмеры. Их нельзя назвать новыми.
Он сообщал о патрулировании полицейскими совместно с учителями околошкольных территорий. Говорил о пересмотре алгоритма действий школьных инспекторов. Обещал проработать вывод изображений с камер видеонаблюдения в кабинеты директора, его зама по воспитательной работе и школьного инспектора.
О причинах мы попросили рассказать президента Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмиру Илеуову.
Как и все вокруг, она крайне возмущена происходящим:
– Что там говорить?! Я училась в сельской школе при Советском Союзе. У нас был туалет с дыркой в полу. И это по-прежнему происходит в Казахстане! До сих пор очень много школ в сельской местности, где дома с туалетами с дыркой в полу. Не знали, что ли? Что, все с Луны все свалились? Это уровень жизни.
Конечно, то, что это случилось в Таразе, в областном центре, тем более удивляет. Но тем не менее у нас еще очень много таких школ и таких туалетов. Об этом надо помнить.
Почему это не решается систематически?
– Я знаю случай в Шамалгане, когда открыли новую трехэтажную огромную школу и практически сразу же закрыли. Причина? Там вся канализационная система была сделана «через одно место». Не знаю, как сейчас, но тогда детей сразу же перевели в другую.
Да везде все плохо! В сельской местности нет нормальных туалетов, школы находятся в ужасном состоянии. Я не люблю, когда случаются вот такие хайпы. Кто-то спрашивает, что там плохого? Жамбылская, в частности, бедная область. Там денег нет вообще никаких. Доходы самые низкие.
Жители во всех социологических исследованиях говорят: все плохо
И называют область самой коррупционной. Очень не удовлетворяет население работа акимов. У области нет никаких доходов, она не сельскохозяйственная, промышленность упала. Всё на подкормке у республиканского бюджета. Что мы хотим? Школы и туалеты – это явно самое последнее место, куда будут тратить деньги.
Надо разделить эти два случая. Состояние сельской школьной инфраструктуры и случай с изнасилованием.
Можно что угодно ужесточать, любые меры, но доходов, а соответственно и денег в области нет
Еще часто спрашивают, почему же так происходит? Практически по всем социологическим исследованиям,
80-90% жителей Жамбылской области не удовлетворены решением самых разных вопросов
И вроде бы нынешний аким достаточно опытный — работал в других областях и на министерской должности. Но чувствуется, что он не может взять ситуацию под контроль, не может улучшить и изменить ее в лучшую сторону.
– В Шымкенте все шевелятся, какую сферу ни возьми. Однажды мы проводили исследования, смотрели со стороны элиты и пытались понять каналы распределения средств.
В Шымкенте представлено много кланов, большая конкуренция
Соответственно, когда в бюджет поступают деньги из республиканского бюджета, всем кланам всегда приходится оглядываться друг на друга.
В Жамбылской же области большого количества кланов нет. И получается, что присосавшиеся к кормушке делят все в одну сторону, своему клану. Соответственно, населению денег остается очень мало.
– Мне кажется, очень значимая причина – коррупционная составляющая. И она накладывается на ментальную карту области. Сама Жамбылская область самая проблемная и самая малодотационная. Думаю,
что случившееся в Таразе – только верхушка айсберга
А на самом деле там куча проблем.