Ограничения на выдачу кредитов хоть и здравая мера, но ситуацию не спасет — нужны системные реформы.
В Казахстане гражданам с низкими доходами собираются ограничить выдачу беззалоговых кредитов. Нацбанк планирует ввести этот запрет до конца 2019 года.
Между тем, по словам экономиста Петра Своика, на сегодняшний день объемы экономики, кредитуемой БВУ РК, мизерные.
Так, кредитование промышленности, по его словам, составляет порядка 14% от всего объема банковского кредитования. А большая часть кредитов выдается населению на потребление.
— Нужно разобраться, зачем люди берут кредиты. Очень большая масса берется по бедности. Согласно официальной статистике, сегодня
среднее домохозяйство в Казахстане тратит на еду почти половину своих доходов
По сути, такая семья является бедной. В странах с развитой экономикой на питание семьи уходит порядка 10-15% доходов. А в далеко не самых богатых странах Европы — к примеру, в Эстонии — это четверть семейных доходов. При таком раскладе неудивительно, что люди у нас привыкли брать кредиты и затыкать ими дыры одну за другой.
Понятно, что такой подход до добра не доведет. К тому же если банки дают кредиты заведомо бедным, значит у них самих не все в порядке. Так что одновременно с запретительными мерами правительству нужно решать вопросы платежеспособности населения. Чтобы люди не лезли в непосильные кредиты.
— Актуальны и вопросы переориентации банков с потребительского на производственное кредитование. Сегодня наши банки вкладывают большие суммы в ценные бумаги Нацбанка. Наш Национальный банк для них не источник первичного фондирования, а источник заработка. Это тоже нужно решать. В общем, вопросов масса, — замечает Своик.
Экономист уверяет, что на текущий момент
объем плохих кредитов в банках может быть значительно выше, чем указан в официальных данных Нацбанка
— По официальным данным, неработающих кредитов 7-10%, и это не катастрофа. Но серьезные специалисты и даже некоторые мировые рейтинговые агентства утверждают, что процент невозвратных кредитов в казахстанских банках достигает 50%.
В свою очередь, экономист Арман Байганов считает, что когда банки ограничат выдачу кредитов лицам с минимальным доходом, «на сцену выйдут» организации, специализирующиеся на онлайн-займах.
— Онлайн-кредитование — это мина замедленного действия. Там не проверяется доход человека. Они даже не зарегистрированы как микрокредитные организации. Их никто не регулирует. Опасность в том, что
мошенники не дремлют и берут в таких организациях кредиты, указывая чужие данные,
доставая их где-то в базе.
Подобный заем оформили на моих родственников в Павлодаре — сразу на двух человек из семьи. Причем
когда родственники пошли к участковому, тот в ответ пожаловался, что на него тоже кто-то оформил кредит онлайн
Оказывается, по всему Павлодару процветает такая сеть мошеннических схем, — рассказывает Байганов.
Что касается банков, по словам Байганова, после законодательного урегулирования процент выдачи потребительских кредитов сократится. А свободные деньги можно направить на кредитование бизнеса по льготной ставке. Но для этого государство должно снизить базовую ставку. Это повлечет снижение ставки по депозитам, а после и по кредитам.
— Сейчас ставка — до 40-50%. Для бизнеса это убыточно. Даже 20% не каждый осилит.
Алчность банков порождает ситуацию с плохими кредитами
Даже если кто-то и не платит по кредитам, за счет высоких процентных ставок банки все равно остаются в плюсе. Не погашают примерно 10-20% заемщиков, остальные платят, — утверждает экономист.