Уход американских войск из Сирии может стоить Трампу президентского кресла. Но уже сейчас понятно, что Америка потеряла статус «великой» державы. По крайней мере в Азии и на Ближнем Востоке.
Продолжение. Начало читайте здесь.
После выхода США из иранской ядерной программы ситуация на Ближнем Востоке только усугубилась. Атаки на нефтяные танкеры разных стран и объекты инфраструктуры в Саудовской Аравии демонстрируют, что необъявленная война уже фактически идет. Стороны исподтишка проверяют друг друга на прочность и готовность к жестким ответным мерам.
В этом контексте для США сирийские курды имели значение не только в вопросах ведения войны с ИГИЛ.
Вплоть до недавнего времени основные транспортные артерии между Ираком и Сирией были под контролем именно курдов, а значит и американцев. Соответственно, у Ирана не было возможности наладить стабильно работающий транспортный коридор с Сирией. Даже после того, как летом этого года был открыт контрольно-пропускной пункт на границе между Ираком и Сирией. Он находился в пределах досягаемости американцев и курдов.
Очевидно, что транспортный коридор между Ираном и Сирией явно создаст лучшие условия для транспортировки в том числе и военных грузов в Сирию. Как раз поближе к границам с Израилем. Надо думать, что такая перспектива может сильно не понравиться Тель-Авиву и произраильскому лобби в США.
Таким образом, уход американцев из Сирии создает крайне сложную ситуацию для их стратегических интересов. При этом для Вашингтона она усугубляется тем, что Турция изначально намеревалась взять под свой контроль сравнительно узкую полосу земли вдоль сирийско-турецкой границы. Примерно 500 км вдоль границы и 32 км вглубь сирийской территории.
Вся остальная часть Северной Сирии восточнее Евфрата в этом случае автоматически попадала в зону влияния сирийского правительства в Дамаске и российского военного контингента. Это собственно и произошло в результате переговоров 21 октября между Эрдоганом и Владимиром Путиным.
Причем российские военные будут патрулировать позиции сирийских правительственных войск. Это как раз тот самый случай, что если кто-то захочет нанести удар по сирийским войскам, прежде должен хорошо подумать.
Ведь он может задеть солдат теперь уже другой великой державы
Еще одно обстоятельство вокруг Северной Сирии как раз связано с политикой США в отношении Ирана.
Если допустить, что предшествующая политика Вашингтона ориентировалась на создание опорных пунктов вокруг Ирана. Если согласиться, что выход США из ядерной сделки и жесткие санкции против Тегерана в перспективе могут привести к созданию иранской ядерной бомбы, тогда Америке явно нужны курды. Причем не только сирийские, но и иранские.
Но как могут эти курды и другие национальные меньшинства Ирана, а там существует немало внутренних противоречий, теперь относиться к американской политике и возможным обещаниям со стороны Вашингтона? В этом смысле поспешный уход американцев из Сирии очевидно сыграл на руку Тегерану. Иранские власти сегодня могут чувствовать себя гораздо увереннее.
С одной стороны, пал один из опорных американских пунктов у границ с Ираном, что повлекло глубокое разочарование курдов в американской политике. С другой стороны, такого Трампа, как можно было подумать еще пару месяцев назад, Ирану опасаться явно не стоит.
Лихорадочные попытки американского президента несколько поправить ситуацию выглядят весьма сомнительными. Например, подписанное 17 октября соглашение с Эрдоганом о приостановке на 5 дней турецкого наступления в Сирии. По условиям соглашения курды все равно должны уйти из 30-ти километровой зоны. В обмен США обязались снять прежние санкции и не вводить новых. То есть Эрдоган легитимизировал свою военную акцию и получил экономический бонус.
Понятно, что это никак не поможет справиться с тем весьма серьезным ущербом, который уже понесла Америка. Хотя Трамп назвал заключение сделки с Эрдоганом «великим днем цивилизации», а самого турецкого президента — «чертовски хорошим лидером».
Характерно, что для ведения переговоров в Турцию были отправлены вице-президент Майк Пенс и госсекретарь Майк Помпео. При всей незначительности достигнутых результатов это слишком серьезная делегация. Хотя понятно, что настолько высокопоставленные американские чиновники должны были как-то минимизировать ущерб.
Из Турции Помпео полетел в Израиль, где заверил премьер-министра Беньямина Нетаньяху, что США продолжают борьбу с Ираном. Здесь все наверняка остались в большом недоумении от произошедшего. А из Израиля Помпео отправился в Брюссель, чтобы объясниться с европейцами. Это был такой дипломатический пожарный десант.
Но в данной ситуации маловероятно, что Трампу и его команде удастся выправить положение. Все зашло слишком далеко и ущерб слишком велик. 16 октября в конгрессе США решение о выводе войск из Сирии осудили 354 депутата, а одобрили только 60.
Если вспомнить еще и критику лидера республиканского большинства в сенате Макконнелла, становится очевидным, что недовольство Трампом настолько велико, что республиканцы теоретически могут и поддержать импичмент.
Судя по всему, сам Трамп искренне не понимает, что произошло. Похоже, что после ухода Джона Болтона из госдепартамента больше никто не может ему объяснить все нюансы внешней политики. И тем более саму концепцию американских интересов. Его нынешнее окружение пытается как-то сгладить ситуацию, но это только усиливает общее ощущение неловкости.
К примеру, 20 октября в интервью американскому каналу СNBC госсекретарь Помпео в ответ на вопрос, готова ли администрация к войне с Турцией, заявил:
«Мы предпочитаем мир войне, но в случае необходимости боевой операции или полномасштабных военных действий президент Трамп полностью готов к таким действиям».
Понятно, что Помпео стремится обелить своего шефа. Его слова о готовности воевать против Турции можно объяснить только отчаянной попыткой сохранить лицо президента и его администрации. Похоже, что именно таким образом до нас доносятся отголоски тех страстей, которые бушуют сегодня в Вашингтоне. А там почти наверняка обвиняют Трампа в слабости и некомпетентности. В том, что он повелся на блеф президента Турции и позорно для США бежал из Сирии, бросив своих союзников.
Можно предположить, что американские политики, в том числе из числа республиканцев, никогда не испытывали особых иллюзий относительно Трампа. Но консерваторы в рядах республиканцев готовы были с ним мириться — до тех пор, пока он реализовывал их программу. Трамп был удобен, потому что мог решиться на шаги, на которые не пошел бы более респектабельный политик.
Так что для «ястребов» в американской элите Трамп был важен как президент, который готов пойти на самые жесткие меры. По крайней мере, им так казалось. Такой жесткой мерой на Ближнем Востоке могла быть война против Ирана. По крайней мере, когда Болтон был в администрации, этот вопрос стоял на повестке дня.
Но Трамп, при всей своей внешней решительности, явно не хочет рисковать. Тем более накануне предстоящих президентских выборов, которые планирует выиграть. Показательно, что 7 октября у него вырвалась фраза — «надо вывести США из нелепых бесконечных войн». По сути, это косвенное признание, что он явно не хочет какой-то новой войны, вопрос о которой может стоять на повестке дня. То есть это отражение некоей дискуссии с кем-то относительно самой возможности войны.
Теперь Помпео заявляет, что Трамп якобы готов воевать даже с Турцией. Скорее всего, это связано с тем, что американский президент вдруг осознал все последствия своего решения. А теперь пытается оправдаться.
Главная проблема для Трампа внутри США состоит в том, что после 9 октября он однозначно потерял поддержку влиятельных кругов американского истеблишмента. В частности, это имеет отношение к еврейскому сообществу. Оно поддерживало его на выборах, хотя традиционно больше связано с демократами. Однако из-за последнего решения Трампа Израиль теперь оказывается в очень непростом положении.
Кроме того, крайне разочарованы действиями американского лидера и не менее влиятельные круги консервативных республиканцев. Причем речь идет не только о внешней политике и Ближнем Востоке, но также о его не слишком адекватном поведении. Для американского истеблишмента очень важно внутриэлитное взаимодействие. Здесь редко переходят на личности и уж точно неприемлемо называть спикера конгресса «третьесортным политиком». А тем более говорить, что она психически нездорова.
Поэтому республиканцы, несмотря на все риски такого решения для партии, вполне могут поддержать затеянный демократами импичмент. Причем их мотивация в этом вопросе может быть связана со стремлением если и не исправить ситуацию на Ближнем Востоке, то по крайней мере получить на предстоящие полтора года более компетентного главнокомандующего. И им вполне может стать вице-президент Майк Пенс.
Что касается следующих выборов, республиканцы вполне могут договориться с демократами о своего рода размене. То есть они снимают с шахматной доски Трампа, а демократы в ответ снимают наиболее мощную фигуру в своих рядах — Джо Байдена. Тем более, что обвинения в адрес Трампа, которые и послужили основанием для начала импичмента, весьма напоминают случай с Байденом.
Трампа обвиняют в том, что он оказал давление на украинские власти с целью вынудить их начать расследование против сына Байдена, работавшего в местной нефтяной компании. То есть использовал служебное положение с целью получить преимущество во время избирательной кампании.
В то время как Байден, будучи вице-президентом при Бараке Обаме, оказал давление на украинские власти с целью вынудить их уволить генпрокурора, расследовавшего дело против компании, в которой работал его сын.
В любом случае история не очень красивая. Тем более, что к деятельности украинской компании Burisma также есть вопросы. Так что вполне достаточно оснований для тихого ухода Байдена из числа активных кандидатов. Соответственно, выборы тогда пройдут в обычном режиме, без явных фаворитов.
Высокой вероятности именно такого развития событий Трамп явно не ожидал. Когда 16 октября он бросил уходившим с заседания в Белом Доме Пелоси и Шумеру «увидимся на выборах», он был уверен, что его позиции в связи с угрозой импичмента неуязвимы. Разве будут республиканцы рисковать кандидатом, который имеет все шансы победить?
Оказывается, все может быть. Потому что для любых политиков есть своя красная линия, за которую они не могут переступить. И для консервативных республиканцев Сирия, а в более широком формате Ближний Восток, явно оказались такой красной линией.
Теперь у Трампа есть два варианта. Он может пойти на поводу у истеблишмента своей партии, согласившись на все условия. Либо проигнорировать их. Тогда вероятность импичмента резко возрастает.
Хотя ему стоило бы обратить внимание на то, как часто его стали сливать чиновники разного уровня. Некий сотрудник спецслужб подал жалобу о переговорах Трампа с украинским президентом Владимиром Зеленским.
Посол США в ЕС Гордон Сондланд, несмотря на запрет госдепартамента, дал показания конгрессу относительно участия адвоката Трампа Руди Джулиани в попытках получения на Украине компромата на Байдена.
22 октября в конгрессе дал показания в рамках расследования, рассматривающего возможность начала импичмента, временный поверенный в делах США на Украине Билл Тейлор. Он заявил, что требование начать расследование против Байдена-младшего было выдвинуто в качестве условия встречи Трампа с Зеленским. При этом Трамп требовал, чтобы Зеленский публично объявил о начале расследования, дав интервью CNN. Иначе американский лидер угрожал остановить выделение финансовой помощи Украине.
Похоже, что политическая система США явно начинает отторгать Трампа. Что из этого получится, никто точно не знает. Однако очевидно, что 9 октября он совершил свою, возможно, самую большую ошибку. Причем совершил он ее, скорее всего, просто по незнанию. Все-таки большая политика это не отельный бизнес. И американской элите наверняка обидно, что руководителя их большой страны так легко переигрывают на геополитической арене.