Базовые принципы устройства любого государства могут быть изменены. Даже государства-лидеры делали это неоднократно. Но при этом они стремились сохранить дух документа и единство страны.
Особенности конституции каждой страны определяются в первую очередь конкретными историческими обстоятельствами, предшествовавшими появлению основного закона. Каждое государство отвечало на свои, порой крайне специфические вызовы, и пыталось решить свои проблемы.
Кратко осветить опыт всех крупных держав очень сложно, поэтому лучше ограничиться некоторыми из них. Для нас наиболее интересным представляется исторический опыт США, Франции и России — как стран с ярко выраженным институтом президентства.
Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента Радик Темиргалиев рассказал о мировом опыте становления института президентства.
Поскольку первая в мире конституция в современном смысле этого слова была принята в США, вначале можно вспомнить, как происходил процесс в истории этой страны. Изначально Соединенные Штаты представляли собой конфедерацию, то есть союз суверенных государств (штатов), передавших центральному органу в лице Конгресса лишь некоторые полномочия (международные отношения, национальная оборона, почта).
При этом
Конгресс не имел собственных источников доходов и не обладал реальной возможностью принуждать штаты исполнять принятые решения
Таможенная, финансовая и налоговая сферы оставались под контролем штатов, каждый из которых имел собственное ополчение.
Самостоятельная и несогласованная политика штатов привела к ожидаемым последствиям.
В 80-х годах XVIII Америка оказалась охвачена экономическим кризисом. На этой почве в Массачусетсе разгорелось восстание разорившихся фермеров под началом Дэниэла Шейса. Имелись серьезные риски, что подобные события могут случиться и в других регионах.
«Горючий материал имеется в каждом штате, и искра может зажечь пламя… Если мы не изменим нашего политического кредо, то надстройка, которую мы воздвигали в течение семи лет с такими большими издержками – золотом и кровью — должна будет пасть. Мы стоим на краю анархии и беспорядка…» – так оценил обстановку бывший главнокомандующий американскими вооруженными силами Джордж Вашингтон.
О неэффективности конфедеративного устройства и необходимости централизации открыто заявляли многие политические и общественные деятели, прозванные позже «отцами-основателями».
Основным правовым документом, определявшим и разграничивавшим сферы деятельности Конгресса и штатов, являлись «Статьи конфедерации», разработанные и принятые еще в ходе «Войны за независимость».
Для пересмотра этого акта в 1787 году был созван специальный конвент, председателем которого был избран Джордж Вашингтон. Но вскоре после начала работы
делегаты штатов пришли к мнению, что дополнениями и изменениями отдельных положений не обойтись
Решено было начать работу над составлением принципиально нового документа — Конституции.
В ходе обсуждения развернулась серьезная дискуссия между двумя основными группами – сторонниками серьезного усиления власти центрального правительства («План Вирджиния»), к которым относился и Джордж Вашингтон, и их оппонентами, настаивавшими на сохранении конфедерации («План Нью-Джерси»).
Аргументы сторонников «Плана Вирджиния» оказались сильнее. 17 сентября 1787 года конституция была принята. В 1789 году, после ее ратификации всеми штатами, прошли выборы первого президента США – Джорджа Вашингтона. Конституционная реформа, усилившая центральную власть, позволила превратить аморфный союз государств в единое мощное государство, впоследствии ставшего ведущей мировой державой.
В отличие от США, где первая конституция действует и по сей день, в бурной истории Франции основные законы менялись довольно часто, поэтому ограничимся XX веком.
После окончания Второй мировой войны, в 1946 году на референдуме приняли новую конституцию Франции. В стране была установлена парламентская форма правления. За президентом закрепили в основном представительские функции. Подобное решение во многом было связано с послевоенными фобиями, общество опасалось наделять большими властными полномочиями одного человека.
Однако парламентское правление не стало панацеей от всех бед. Дорогостоящие войны в Индокитае и Алжире, а также экономический кризис привели к серьезному росту недовольства общества. Правительство страны по рукам было сковано парламентом. Необходимые решения по острым вопросам блокировались вследствие противоборства различных политических группировок. Дело дошло до того, что
командование вооруженных сил в мае 1958 года попросту отказалось подчиняться политическому руководству страны
В этот критический момент к власти вернулся Шарль де Голль и возглавил правительство. Он сразу же заявил, что для выхода из кризиса первым делом необходимо принять новую конституцию и осуществить переход от парламентской республики к президентской. Уставшее от бесконечных и бесплодных политических дискуссий французское общество эту инициативу поддержало. Разработанная по инициативе де Голля новая конституция была принята на референдуме 4 октября 1958 года.
На последовавших затем выборах президентом был избран Шарль де Голль. Сосредоточив власть в своих руках, он принял ряд ключевых, в том числе неоднозначных решений, позволивших стабилизировать обстановку в стране. В частности, он прекратил войну в Алжире, признав независимость этой страны, чем навлек на себя гнев воинствующей части общества.
По инициативе де Голля Франция вышла из НАТО, при этом параллельно начался процесс всестороннего укрепления и развития отношений между европейскими странами, что привело впоследствии к созданию Европейского Союза. Можно также добавить, что позже конституция де Голля стала одним из главных ориентиров при разработке Конституции Казахстана в 1995 году.
В России, также, как и в Казахстане, первые годы становления государственности после распада СССР сопровождались серьезным противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти. Но этот процесс протекал в гораздо более драматичной форме.
Первый президент Российской Федерации Борис Ельцин стремился усилить свою власть для проведения решительных реформ и перехода к рыночной экономике. Преимущественно оппозиционный по составу Верховный совет в свою очередь всячески препятствовал ходу преобразований и даже предпринял попытку сместить с поста главу государства.
Упорное противостояние исполнительной и законодательной власти привело осенью 1993 года к кровавому конфликту. Тогда
вооруженные сторонники Верховного Совета атаковали государственные учреждения и предприняли попытку захвата телецентра «Останкино»
В ответ сохранившие верность президенту части вооруженных сил и силовых структур пошли на штурм штаба мятежного Верховного совета. Весь мир в прямом эфире наблюдал, как здание российского «Белого дома» обстреливают танки. Казалось, что Россия находится на пороге новой масштабной гражданской войны.
Однако Ельцину удалось одержать победу над своими противниками. Затем в сжатые сроки президентская команда разработала проект новой конституции Российской Федерации. Ее приняли в ходе всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Так Россия стала президентской республикой.
Конечно, историческая роль Бориса Ельцина воспринимается достаточно неоднозначно, и прежде всего в самой России. Но можно с уверенностью говорить о том, что существенное
усиление института президентства в тот период во многом способствовало как стабилизации социально-экономической ситуации, так и сохранению территориальной целостности государства
Таким образом, мы видим, что конституции США, Франции и России стали прежде всего нормативно оформленными ответами на исторические вызовы в виде центробежных и дезинтеграционных процессов.
Кардинальные реформы базовых принципов государственного устройства в каждом историческом случае позволили пройти обществу сложный исторический этап и сохранить свое единство. Это и определяет особое отношение к конституции не только как к главному закону, но и как к важнейшему памятнику истории.