Минздрав под видом реформ хочет облегчить себе жизнь и получить в малоподконтрольное распоряжение практически все госсредства на медицину, считает директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.
С 1 января 2020 года все работающие казахстанцы начнут платить страховку на собственное лечение. С 2017 это уже делают работодатели. Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) в Казахстане стало причиной десятков дебатов. Мнения экспертов разделились. Одни считают, что страхование позволит закрыть бреши в дефиците финансирования здравоохранения. Ну и позволит плательщикам за страховку претендовать на бесплатное дорогостоящее лечение. Другие говорят, что медицинское страхование выглядит несколько иначе. Например, директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев никаких плюсов в нововведении не видит, одни изъяны. И вот почему.
— С 2020 года платить в Фонд социального медицинского страхования будут все работающие граждане. Однако услуг они будут получать ровно столько же, сколько и не платящие туда. Где справедливость реформы медицинского страхования?
— Это называется принцип солидарности. У нас на эту тему были дебаты с министром здравоохранения Елжаном Биртановым. И это один из фундаментальных вопросов реформы обязательного социального медицинского страхования, который называют якобы страхованием. На самом деле
взносы ОСМС — это просто новый дополнительный целевой налог с точки зрения экономического смысла, но никак не страхование
Поскольку ваши взносы никак не зависят от вероятности вашего пользования медицинскими услугами. Этот принцип ничем не отличается от взимания налогов.
Налоги платят не все, разными размерами и все они собираются в одно место, а дальше распределяются тем, кто нуждается в какой-то социальной поддержке, или на другое общественное благо. Так и с казахстанским вариантом медстрахования. Теперь просто меняется карман. Раньше расходы на здравоохранение выделялись из бюджета, и чтобы что-то расходовать, минздраву нужно было формировать бюджет, защищать его в парламенте, показывать эффективность расходов.
Сейчас деньги собираются в квазигосударственный фонд, который полностью под контролем Министерства здравоохранения
И под этой оберткой нам подают, что это якобы прогрессивная реформа медицинского страхования.
— Здравоохранение всего прогрессивного мира успешно существует за счет страхования. Что мы делаем не так?
— На самом деле, медицинское страхование – хорошая и важная штука. Многие из нас с удовольствием платили бы за медицинскую страховку в Южной Корее, Германии или США, где хорошая, но дорогая медицина. При возникновении страхового случая страховка позволяет экономить расходы. Я уверен, что за настоящее медицинское страхование и наши люди с удовольствием будут платить.
Но оно должно быть добровольным и на конкурентной основе. А не в качестве принудиловки, подкрепляемой идеологической работой
Потому что величина настоящей страховки целиком зависит от риска наступления страхового случая. Если вы ведете здоровый образ жизни, занимаетесь спортом, почему платите за того, кто ничего этого не делает? Вы же и так платите налоги, а бремя безответственного отношения к своему здоровью других при этом ложится на вас.
В отношении медицинского страхования принцип налогообложения недопустим. Расходы на здравоохранение нужно увеличивать, но за счет развития и стимулов для добровольного медицинского страхования. А из-за этой псевдостраховой медицинской реформы настоящее медицинское страхование, к сожалению, мы не развиваем.
И за эти 2 года, что медстрахование отложили по поручению первого президента, ничего не сделано, кроме налаживания информационной инфраструктуры
Чтобы пункты оказания медпомощи видели базу данных плательщиков. Сам же принцип как был порочным, так и остался.
— Смущает, что снова все деньги будут аккумулироваться в неком фонде, который кто-то должен содержать.
— Обращает на себя внимание полное игнорирование добровольного медицинского страхования. Разве плохо на конкурентной основе выбирать себе медицинскую страховку в разных страховых компаниях, которые будут конкурировать между собой качеством и разнообразием услуг? Вот такие предложения я бы рассматривал с удовольствием. Но увы,
сейчас добровольное страхование – это больше корпоративный сектор. А нас, обыкновенных пользователей медуслуг, снова загоняют в квазигосударственную структуру
В которой мы снова увидим через 2-3 года, как это было с ЕНПФ, гигантские суммы расходов на свое содержание и совершенно бесконтрольную трату миллиардов тенге на административные расходы.
У меня вывод такой – министерство под видом реформ просто хочет облегчить себе жизнь и получить в малоподконтрольное распоряжение практически все госсредства на медицину.
И это сильно контрастирует с поручениями президента Токаева, когда он сказал объединить все фонды в один, чтобы снизить адмрасходы.
По большому счету, нужно рассмотреть вопрос реально двухуровневой системы здравоохранения
Чтобы за счет налогов было хорошее финансирование гарантированного объема бесплатной медицинской помощи из бюджета. И стимулы для развития добровольного медицинского страхования.
— Для получения уже каких-то узкоспециализированных услуг?
— Да. У потребителей должен быть выбор. Сейчас его нет.
— Поговаривают, будто общий объем бюджетных денег, ранее выделявшихся на здравоохранение, был гораздо больше, чем накоплено в фонде. И что придется ужаться.
— Это не так. Госрасходы одной строкой будут уходить в фонд. Дополнительно к тому, что расходовали, а мы тратим на здравоохранение свыше 1 трлн тенге, эти деньги снова пойдут из бюджета в фонд. Там же будут аккумулироваться выплаты работников и работодателей. И это надо останавливать. Наверное, нам нужны новые дебаты и чтобы к обсуждению присоединились другие эксперты.