Японская корпорация предложил двум аукционам разыграть право продать раритеты из ее коллекции.
Японский гигант электроники Maspro Denkoh Corporation решил выставить на аукцион жемчужину своей короны — картины из своей корпоративной художественной галереи. Среди них работы Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Ван Гога. «Жемчужину» оценили в 20 миллионов долларов.
Президент Такаси Хашиама затруднился с выбором аукционного дома. Поэтому предложил японским представителям Sotheby’s или Christie’s самим решить, кому достанется право продажи коллекции. То есть
прийти в токийский офис Maspro и сыграть в игру «камень, ножницы, бумага»
«Возможно, для других это выглядит странно», — сказал Хашияма Wall Street Journal.
«Но я считаю, что это лучший способ сделать выбор между двумя одинаково хорошими вещами».
Представители конкурентных аукционных домов подошли к предстоящей игре по-разному.
Специалист Sotheby’s Блейк Ко сказал — они сразу решили, что сама игра подразумевает набор случайностей. Поэтому действовать нужно по наитию.
«Мы не восприняли этот вызов серьезно, поговорили пять минут и разошлись. Когда я проснулся утром перед игрой, подумал: «Бумага, пусть будет бумага».
Канаэ Ишибаши, предствитель Christie’s в Японии, наоборот, к делу подошла более чем серьезно. Полночи она изучала всю информацию по психологии игры.
«Я прочитала все, что нашла в интернете, и решила выбрать «камень».
Но перед самой игрой ее решение изменилось. И способствовали этому 11-летние сестры-близняшки. Ишибаши заехала на завтрак к своему коллеге Николасу Маклину, который возглавлял отдел импрессионизма и современного искусства.
Их разговор об игре услышали дочери Николаса и безапеляционно заявили: «Нужно выбирать ножницы».
На вопрос, почему именно ножницы, популярно объяснили:
«Камень – это слишком очевидно. Поэтому скорее всего противник первым ходом выберет бумагу. А ножницы бумагу разрезают»
— Я спросила, — вспоминает Ишибаши, — а что если и противник первым ходом тоже выберет ножницы? И они ответили – тогда нужно выбирать снова ножницы.
Я чувствовала себя участником какого-то театра абсурда. Речь идет о сделке в 20 миллионов, а я всерьез консультируюсь с 11-летними девочками. При этом Николас сказал: «А ведь у них опыта в этой игре побольше твоего».
Конкуренты встретились в зале заседаний корпорации. Вместо того, чтобы играть традиционным способом — стучать кулаком по протянутой ладони, а затем показать пальцами выбранный предмет — им предложили написать слово на отдельном листе.
«Мы сидели спиной друг к другу. Я взяла протянутый лист и собралась написать «камень». Но тут
в сознании всплыли слова Николоса «у них опыт больше», и я написала «ножницы», — рассказывает Ишибаши
Выставленные раритеты корпорации Christie’s продал за 21 миллион долларов, заработав на этом очень хорошие комиссионные.
Кстати, детская игра, не такой уж и набор случайностей, как посчитали в Sotheby’s. Именно «камень, ножницы, бумага» чаще всего используется в качестве яркого примера теории игр. И довольно давно существует бизнес-матрица, основанная на том, что доминирующей стратегией любой компанией является «всегда выбирать ножницы».