По мнению Айман Жусуповой, специалиста Института мировой экономики и политики, новые алгоритмы привлечения молодых управленцев во власть могут в корне поменять работу всего госаппарата.
В Казахстане принято решение о создании президентского резерва молодых управленцев. Озвученная задача — создание социального лифта для талантливой молодежи. То есть президент дал молодым управленцам «добро» на занятие руководящих должностей. Причем не только в системе госуправления, но и в квазигосударственном секторе.
Цель тоже понятна — качественное повышение уровня организации работы всего госаппарата.
Как отметила председатель Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилганова:
«Мы нацелены на обновление управленческого состава руководителями, эффективно использующими возможности и технологии для опережающего развития, способными работать с большими данными, мыслить нестандартно и прогнозировать».
На первый взгляд требования к кандидатам более чем мягкие. Это возрастной ценз (не старше 35 лет), наличие высшего образования и стаж работы не менее пяти лет. Более того, к участию в конкурсе допускаются граждане РК, находящиеся как в стране, так и за ее пределами.
Отбор в резерв предлагается проводить в несколько этапов,
«направленных на оценку теоретических знаний кандидатов, лидерских качеств, стратегического видения, мотивации и ценностей кандидатов».
Однако несмотря на кажущуюся легкость попадания в кадровый резерв, сделать это будет не так просто. В первую очередь, потому что кандидату придется в онлайн-режиме презентовать социально значимый проект, написать эссе и пройти собеседование с членами экспертной комиссии. Процедура проверки эссе и проектных работ будет также проводиться в онлайн режиме, а в целях объективности планируется ведение видеозаписи.
Кроме того, для обеспечения прозрачности принятия решений на этапе оценки кандидатов в резерв планируется привлечь отраслевых экспертов.
Безусловно, подобная прозрачность отбора кандидатов — это правильное решение. Как минимум
онлайн-режим повышает уровень доверия к самой процедуре отбора будущих госуправленцев
Однако усилить эффект прозрачности можно за счет публикации списка самих профильных экспертов, которые будут привлечены к отбору претендентов. Поскольку акцент на обеспечение прозрачности и качестве отбора является ключевым. Ведь именно от него зависит результат — эффективный резерв управленческих кадров, способных на высоких ступенях управления решать задачи стратегического развития страны.
По замыслу программы, зачисленных в резерв после специального обучения могут назначить на должности самого разного уровня. Начиная с руководителя аппарата или члена правления госхолдинга и до кресла акима или министра. Однако есть немаловажное уточнение.
Зачисление в президентский молодежный
кадровый резерв не является условием обязательного назначения на должности в период пребывания в резерве
И это уточнение важно тем, что практически отсекает карьеристов, рвущихся на госслужбу ради личных интересов. Тем самым позволяя привлекать наиболее талантливых, граждански мотивированных и эффективных менеджеров. Что немаловажно для решения долгосрочной задачи — качественного улучшения кадрового состава государственной службы.
Еще важным моментом является формирование резерва не на конкретные должности, что дает больший маневр при использовании резерва.
Ну и большой оптимизм также внушает заявление председателя АДГС об открытости всем предложениям и конструктивному взаимодействию по путям обеспечения прозрачности и качества деятельности в этом направлении.