В первом полугодии Казахстан импортировал продукции на 17 млрд долларов. В числе самых востребованных – лекарства и одежда.
По сравнению с первым полугодием 2018 года импорт запчастей вырос на треть – до $204,1 млн. Их общий вес увеличился более чем на 85%. Спрос на автомобильные компоненты растет стабильно уже 4 года подряд. Отчасти это может быть связано с тем, что в категорию попадают кузова, шасси и прочие части авто, которые используются при отверточной сборке отечественным автопромом.
Автозапчасти везут в Казахстан с 67 стран мира, включая довольно экзотические: КНДР, Гондурас, Французскую Гвиану и Конго. Но 70% импорта обеспечивают две страны – Россия и Китай. Кроме того, в 2,5 раза вырос объем сделок с Южной Кореей.
В январе-июне 2019 года в Казахстан было импортировано 2 251 единиц бульдозеров, погрузчиков, грейдеров, экскаваторов и прочей аналогичной техники. Суммарный объем сделок составил $207,9 млн – максимум за последние 5 лет. При этом, судя по динамике импорта, спрос на подобную технику внутри республики растет уже четвертый год подряд.
По сравнению с январем-июнем 2018 года снизился спрос на российскую продукцию. Несмотря на рост купленных единиц техники (208 против 161), импорт снизился на $32,5 млн — до $12,3 млн. При этом Казахстан стал больше импортировать техники из Китая, США и Японии. Суммарный импорт из этих стран составил $148,4 млн – на 30% больше, чем годом ранее.
Спрос на воздушные насосы в Казахстане сейчас велик как никогда. За 6 месяцев было импортировано 23,7 тыс. тонн продукции – в 3,6 раз больше, чем годом ранее. Объем сделок вырос втрое — до $217,1 млн. Для сравнения: за весь 2018 год импорт воздушных насосов составил $161,2 млн, а в 2017 – $157,8 млн.
На общую тенденцию повлияло стремительное увеличение поставок из Кореи. Если в январе-июне 2018 года оттуда было импортировано воздушных насосов на полмиллиона долларов, то год спустя – уже на $133,6 млн. Таким образом, Сеул занимает 62% рынка импорта. Остальное делят между собой 56 стран, в числе которых Иордания, Люксембург и Южная Африка.
Тут ситуация полностью аналогичная. Значительный рост импорта (+92,5% к первому полугодию 2018 года), который обеспечила Корея. Объем сделок с этой страной за год увеличился с 0,7 до $117,9 млн, что позволило сходу занять половину рынка. Общая сумма импорта по этой категории — $236,9 млн.
Очередной представитель машиностроительной отрасли. Импорт запорной арматуры растет второй год подряд, превысив по итогам полугодия $260 млн – это максимум с 2014 года. По сравнению с январем-июнем 2018 года объем сделок увеличился на 13%.
Интересно, что и тут не обошлось без роста импорта из Кореи: с $0,7 до $11 млн. Однако главные игроки на рынке другие. Две трети сделок приходится на 4 страны: Италию, Россию, США и Китай. Суммарные поставки из них за год увеличились с $170,8 до $177,7 млн.
Кто только не продает Казахстану одежду: 90 стран со всех континентов. Импорт идет из таких государств, как Сен-Бартелеми, Мавритания, Лаос и Кабо-Верде. Суммарный импорт составил $300,9 млн. В среднем каждый день в Казахстан завозилось 130 кг одежды.
За год резко увеличился спрос на продукцию Поднебесной. Импорт из Китая вырос с $32,9 до $87,2 млн. Стоимость продукции из России и Турции увеличилась на $22,8 млн — до $140,1 млн. При этом значительно сократился импорт из Бангладеша, Армении и Кыргызстана. Объем сделок по этим направлениям упал более чем 40% (до $16,3 млн).
По итогам полугодия объем импорта сотовых телефонов составил $339 млн. За 6 лет импорт в январе-июне был ниже лишь однажды – в 2016 году. При этом вес ввозимых телефонов продолжает расти, почти достигнув 2 тыс. тонн – максимум за 4 года. Таким образом, ввозимых аппаратов меньше не становится, но вот их стоимость падает.
Резко упал импорт китайских телефонов. Если в январе-июне 2018 года объем сделок составлял $230,2 млн, то год спустя – $147,8 млн. Частично это было компенсировано поставками из Индии: год назад их не было, теперь же импорт составляет $27,7 млн.
Несмотря на все успехи отечественного автопрома, спрос на иномарки продолжает расти. За 6 месяцев в Казахстан было завезено около 16,5 тыс. единиц легковых автомобилей – максимум за 4 года. Общий объем сделок составил $388,8 млн, увеличившись на 27%.
Большинство автомобилей импортируется из России и Японии. На эти страны, а также США и Турцию приходится 88% от общего количества ввезенных авто. Снижается спрос на них из Германии: импорт сократился с $14,7 до $9,3 млн. Стоит отметить, что есть и довольно экзотические пути импорта легковых автомобилей. Так, за 6 месяцев в Казахстан прибыло 44 авто из Мексики, 12 из Канады и 1 из Индонезии.
По сравнению с январем-июнем 2018 импорт медикаментов снизился почти на 5 млн долларов, но это составляет лишь 1% от общего объема сделок. Вес завезенных в республику лекарств и вовсе вырос на 300 тонн. И это при том, что собственное производство за это время выросло на четверть. Общая сумма импорта здоровья составила $445,6 млн.
Структура импорта остается стабильной. Лекарства в Казахстан приходят из многих стран мира, но больше всего из Германии, России, Индии и Франции. Каких-либо резких изменений тут нет: продажи растут достаточно пропорционально. При этом за год увеличились поставки медикаментов из Испании и Турции. Если в январе-июне 2018 года объем импорта из этих стран составлял $17,7 млн, то год спустя – $39,9 млн.
Ни в чем Казахстан не нуждается так сильно, как в трубах из черных металлов. За 6 месяцев в республику было завезено более 585 тыс. тонн. При этом общая сумма сделок составила $564,3 млн. Это в полтора раза превосходит показатели января-июня 2018 года, и в 2 раза – первого полугодия 2017. За год поставки из Китая увеличились на $79,1 млн, из России – на $76,3 млн, из Японии – на $49,4 млн.