Жители Казахстана готовы брать «дистанционные» кредиты. Однако большинство из них не уверены в защите своих персональных данных.
Аналитики международной компании SAS попытались выяснить, что важно для клиентов отечественных банков при получении кредитов с помощью биометрической системы. Исследование проводилось совместно с казахстанским порталом Prodengi.kz.
Напомним, в марте 2019 года в стране был запущен пилотный проект по удаленной идентификации личности, охвативший 11 банков.
Итак, что же выяснилось?
Опрос показал, что отношение к системе биометрической идентификации пока неоднозначное
С одной стороны, действующие и потенциальные заемщики понимают, что она могла бы упростить процедуру получения кредита.
К примеру, 34% респондентов отметили как основное преимущество возможность дистанционной подачи заявки. Еще 33% видят плюс в том, что не нужно собирать комплект документов. 14% подчеркнули, что система ускоряет процесс подачи заявки. Только 20% участников исследования не видят преимуществ в такой системе.
С другой стороны, возникают опасения по поводу различных рисков, которые влечет за собой ввод биометрической идентификации
Так, 42% респондентов обеспокоены тем, что мошенники могут воспользоваться их данными. 5% отмечают, что процесс сбора биометрических данных слишком сложен для них технически. Еще 5% отмечают, что такая идентификация потребует приобретения дополнительных технических средств (веб-камеры, сканер отпечатка пальца и т.п.).
Лишь 11% участников опроса считают, что биометрическая идентификация надежнее традиционных методов. Кроме того, 37% респондентов пока слабо себе представляют, какие риски влечет за собой использование биометрической идентификации.
Тем не менее опрос показал, что даже при наличии некоторых опасений, клиенты банков приветствуют упрощение основных процедур кредитования. Например, 72% предпочитают гасить кредит дистанционно – 50% через мобильный банк или специальное приложение. А 22% – путем автоматического списания с карты. Лишь 28% участников опроса отметили, что им удобнее платить взносы наличными в кассах банка.
Кроме того, заемщикам удобнее получать кредиты в тех банках, которые требуют минимальный пакет документов
Так, 67% респондентов считают, что в первую очередь пойдут за кредитом туда, где нужен только паспорт. 17% готовы предъявлять либо два документа в различных комбинациях, либо паспорт и справку о доходах. Только для 16% количество требуемых документов не принципиально.
В целом клиенты банков достаточно требовательны и к условиям предоставления кредитов
Так, для 65% основным критерием при выборе банка для получения займа стало количество предлагаемых кредитных программ.
Лишь 25% назвали главным определяющим фактором наименьшую ставку. Кроме того, для 77% важна возможность рефинансировать кредит в другом банке. 89% считают необходимой опцию полного досрочного погашения.
В то же время в своих зарплатных банках большинство участников исследования не стало бы кредитоваться. 37% отметили, что предлагаемые там кредитные программы для них не выгодны. 26% сообщили, что в их «родных» БВУ либо нет проектов по кредитованию, либо они им неизвестны. Только 29% респондентов ответили, что в зарплатных банках им делали выгодные предложения по кредитам.
Интересно, что половина респондентов желает простой процедуры получения займа. Для этого им важно присутствовать в офисе финансовой организации.
Только 16% заявили, что необходимость визита в банк им только мешает, а для 33% этот момент не имеет значения.
Исследователи пришли к выводу, что это служит косвенным свидетельством страхов перед незащищенностью своих персональных данных
По словам представителя SAS Россия/СНГ Алексея Коняева, казахстанским банкирам есть над чем задуматься.
«Исследование показывает, что клиенты банков в целом готовы к внедрению системы биометрической идентификации. Но они хотят быть уверены, что их личные данные не будут скомпрометированы. Это действительно важный и серьезный вызов, на который банки должны дать ответ.
Если пластиковую карту можно просто перевыпустить, то поступить точно так же, скажем, с отпечатками пальцев не получится
Поэтому банкам стоит всерьез задуматься о внедрении современных аналитических инструментов противодействия мошенничеству. В новых реалиях, когда защита данных выходит на первый план, это становится необходимым условиям для сохранения лояльности потребителей», – говорит Коняев.