У казахского народа много традиций, связанных с кончиной человека. И одна из них подсказывает, что делать, если человек умер, но возможности сразу доставить его тело в родной аул нет.
Это традиция Аманат жерлеу — временное захоронение. Ее подробно описывает ученый Шайзада Тохтабай:
«Из-за отсутствия должных транспортных коммуникаций в случае неожиданной смерти человека далеко от дома знакомые осуществляли временное захоронение. В Северном Казахстане в этом случае у изголовья мужской могилы устанавливали шест, а у женской — шест с развилкой на вершине.
Ближе к году могилу вскрывали и извлекали кости. Их помещали в емкость (түйе қомы), выполненную из дерева или войлока, и отправляли с оказией (например, с караваном), в основном к годовщине смерти.
Бывало, что человека, скончавшегося далеко от родного дома, везли несколько дней. Там сразу после захоронения (жамбасы жерге түскенде) справляли одновременно семь дней, сорок дней и годовщину. Здесь следует привести пример: на надмогильном камне в Акмолинской области у озера Акмолы (поселок Тайтөбе) имеется надпись.
Она гласит, что здесь захоронены кости, привезенные из Омска»
Об этой традиции высказывались разные ученые, в том числе и Халел Аргынбайулы. Он, в частности, пишет следующее:
«В Казахстане была традиция хоронить знаменитых людей в городе Туркестан, где расположен мавзолей святого Ахмеда Ходжи Яссави.
Традиция продолжалась до второй половины 19 века. Это делали летом, так как осуществить далекую поездку в зимнее время было очень трудно. Тогда тело не предавали земле, зашивали в кожу и клали на высокий постамент. Иногда над телом устанавливали юрту. Обычно это делалось у қыстау (зимовки)».
Аргынбайұлы отмечает интересный факт: местность, где находилось временное захоронение, зачастую получала имя покойного.
«За горой Ереймен есть местности Олжабай сөресі (Постамент Олжабая), Едіге сөресі (Постамент Едиге, также Высота Едиге).
Эти названия появились в связи с Аманат жерлеу известного батыра Олжабая и не менее известного бия Едиге, живших в 18 веке. Также известно, что их современник, великий Казыбек би, оставшийся зимовать в местности Мурынтал, в районе горы Далба в Баянауле, скончался той же зимой.
Его тело было положено в кожу и возложено на специально изготовленный постамент до лета, чтобы потом похоронить в городе Туркестан. Это место получило название Қазыбектің сөре тасы. Также правда, что знаменитого Шон бия из рода Айдабол таким же способом похоронили в Туркестане в первой половине 19 века».
О традиции Аманат жерлеу, что имела место и в семье Абая, рассказал в своих воспоминаниях его потомок Архам Искакулы:
«Абиш вырос таким, каким мечтал видеть сына Абай — был образован и мог стать примером для других джигитов. …В октябре месяце 1895 года пришло письмо от Абиша, который находился в Алматы.
«Я приболел. Мне нелегко передвигаться. Прошу, пусть приедет Магауия. …Не переживайте, болезнь не опасна. Мне одному скучно, потому прошу приехать Магауию», — написал он.
Магауия выехал в путь вместе с проживавшим в соседнем ауле чингизидом по имени Майкан. Абай, переживая за сына, написал много печальных стихов и часто переписывался с сыном. Абиш скончался в ноябре того же года. Магауия похоронил его по традиции Аманат жерлеу и возвратился домой.
Услышав о кончине Абиша, люди родов Тобыкты и Уак в горе пришли к Абаю высказать соболезнования. Приходили и днем, и ночью. Слез, выплаканных в эти дни, было так много, как воды в море. Когда Магауия вернулся, Абай спросил его:
— Ну, Магауия, ты навсегда предал земле тело Абиша?
Тогда Магауия ответил:
— Разве я мог навсегда похоронить без вашего разрешения? На могиле я установил доску с надписью, что это Аманат жерлеу.
Зимой Абай отправил за телом сына троих. Один из них был чингизид Майкан, второй — хорошо знавший русский язык Искак. Третим был смельчак Танеке, сын Байтуа. Сели они на коней, держа на поводу по одной лошади, и выехали в путь.
Расстояние было в тридцать станций. Если каждый день проезжать по четыре, можно доехать за девять-десять дней. По приезду их принял Абдисамат, внук от дочери Жакипа брата Кунанбая — в его доме жил Абиш.
Абдисамат заказал гроб из дерева. Был также изготовлен кожаный мешок с пуговицами. Потом они пошли вечером на кладбище и выкопали тело, обернули его в белую материю, после чего положили в приготовленный кожаный мешок. Погрузив тело наискосок в повозку, рядом сел Искак. Абдисамат проводил родственников до первой станции. Прощаясь, от себя выделил он для дороги одного добротного коня.
Майкан и Танеке весь путь верхом сопровождали повозку. За неделю они доехали до станции, где их встретил Кондыказах, сын Балтабека. Там они решили отдохнуть один день. Сын же Балтабека с группой джигитов поехал в Архат — сообщить, что скоро прибудет повозка с телом Абиша.
Получив известие, десять человек, родственники Абая во главе с Какитаем, выехали им навстречу. Когда тело было доставлено, собралось большое количество людей. Когда гроб внесли в дом, Абай решил взглянуть на своего сына. Тогда Махмут, сын муллы, произнес:
— Окрыть лицо усопшего большая вина, разве не так, Абай ага?
Абай на это ответил:
— Ты ошибаешься Махмут, разве я могу предать земле тело, привезенное с таким трудом издалека, не удостоверившись, что это мой сын? По шариату, нельзя плакать, но не запрещается отцу лицезреть лик своего сына.
Абай велел открыть лицо Абиша и наклонился к его лбу. Потом сказал, чтобы все другие родственники тоже посмотрели на него.
Абиш лежал белолицый, будто уснул, только одна бровь сползла вбок.
Его похоронили рядом с могилой деда Кунанбая. Жена Абиша Магрифа потеряла сознание и так пролежала целый день. Абай не плакал, но из глаз его непрерывно лились слезы. Не было вокруг никого, кто не плакал бы по Абишу».
Воспоминания Архама Искакулы были опубликованы в книге «Абай туралы естеліктер» (Воспоминания об Абае).
Такова история древнейшей казахской традиции Аманат жерлеу, о которой ученый Тохтабай, ссылаясь на научные источники, утверждает, что
казахский обычай временного захоронения восходит к сакско-скифскому периоду