«Транснефть» утвердила предельный размер выплаты компенсации.
Напомним, что 19 апреля «Белнефтехим» сообщил о резком ухудшении качества поступающей из России нефти. Мол, хлорорганические соединения в ней «превышают предельные значения в десятки раз». На одном из НПЗ республики вышло из строя оборудование, а страны Европы начали активно отказываться от ее приема.
Страсти по трубопроводу: как Беларусь и Россия решают вопрос поставок нефти в ЕС
«Транснефть» подтвердила проблемы с качеством сырья, а позднее сообщила, что обнаружила источник загрязнения на участке нефтепровода «Самара — Унеча». Компания заявила, что экспортируемую нефть загрязнили хлорорганическими соединениями умышленно. СКР возбудил уголовное дело, но оно достаточно быстро затихло – пока все ограничилось домашним арестом четырех человек.
В Москве заявили, что все пострадавшие стороны
обязательно получат компенсацию. Но при условии: ущерб нужно доказать
Первоначальная же задача – восстановить работу трубопровода, а о деньгах стороны будут думать потом. В начале июня транзит в ряд приграничных с Беларусью стран восстановили.
Интересно, что оценки совокупного ущерба разнились в десятки раз. По самым оптимистичным оценкам – менее 100 млн, по пессимистичным – несколько миллиардов долларов.
24 июля наконец стали известны подробности, как «Транснефть» планирует покрывать убытки компаниям. На Совете директоров было решено установить предельный размер выплат грузоотправителям в размере $15 за баррель. При этом, как и ожидалось,
пострадавшие «должны документально подтвердить понесенные убытки»
Сколько именно готова выплатить компания — не сообщается. Но известно, что объем загрязненной нефти составил около 4,3 млн тонн. Это значит, что если свой ущерб докажут все пострадавшие стороны, «Транснефти» это обойдется примерно в $470 млн.
«В частности, в Польшу и частично Германию ушло 690,5 тыс. тонн нефти. В Венгрию, Словакию и Чехию — еще 700 тыс. тонн. На территории Беларуси оставалось около 1,3 млн тонн, сейчас большая часть этих объемов вытеснена в Россию. Из Усть-Луги с 24 апреля по 7 мая отгружено около 1,6 млн тонн», — пишет «Коммерсантъ».
Именно из Усть-Луги и отгружалась нефть казахстанских компаний. В мае вице-министр энергетики Асет Магауов говорил, что загрязнено оказалось около 600 тыс. тонн нефти. В каждой тонне — более 7 баррелей. Таким образом,
максимальная компенсация для Казахстана может составить около $63 млн
При этом еще в конце июня генеральный директор «КазТрансОйл» Димаш Досанов и президент «Транснефти» Николай Токарев договорились о компенсации ущерба. Об этом сообщила казахстанская компания. При этом не оглашая каких-либо финансовых деталей.
«Генеральный директор АО «КазТрансОйл» пояснил, что со стороны ПАО «Транснефть» предложен механизм компенсации, который существенно упростит расчеты и выплаты за некондиционную нефть. Детали механизма и сумму выплат предоставят заинтересованным сторонам в установленном порядке», — говорилось в сообщении.
В то же время Reuters и Bloomberg сообщали, что «Траснефть» будет платить Казахстану по $15 за баррель. Была названа и общая сумма компенсации — $76 млн. Это с учетом убытков от потери качества, простоя и хранения грязного сырья.
Загрязнение нефти в нефтепроводе «Дружба» стало самым крупным, но как оказалось, не единственным случаем загрязнения сырья хлоридами. В середине июля «Коммерсантъ» написал, что в начале апреля грязную нефть получал Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа. Высокая концентрация хлоридов, которая на пике доходила до 27 ppm (долей на миллион) при действующей на тот момент норме в 10 ppm. Первый случай зарегистрирован 4 апреля — за две недели до ЧП на «Дружбе». Отклонения от нормы на Волгоградском НПЗ сохранялись до 12 апреля.
Атаки на танкеры, истощение запасов: какие факторы поддерживают цены на нефть?
В «Транснефти» и ЛУКОЙЛе эту информацию подтвердили, но отметили: ничего общего между этими случаями нет. Более того, заверили, что загрязнение никак не повлияло на работу нефтеперерабатывающего завода.
«Это рабочая ситуация, влияния на деятельность Волгоградского НПЗ оказано не было. В связи с этим применение специальных мер не потребовалось. Ущерба для группы ЛУКОЙЛ нет»,— заявили в пресс-службе «Транснефти».
Интересно другое: ни одна из сторон не пояснила, откуда в нефти вообще взялась хлорорганика. Ведь по официальным данным тот же ЛУКОЙЛ не использует ее в добыче. Об этом в начале июня заявлял глава компании Вагит Алекперов. Схожие заявления тогда делали и представители других компаний.
Таким образом, складывается ощущение, что
в «Дружбу» хлориды могли попасть, только если их специально «подбросили»
Но оказывается, что их находят и на других направлениях. Однако никаких юридических или административных последствий это не имеет.
При подготовке текста использовались материалы «Коммерсанта»