Молодежь от изучения истории страны отталкивает чрезмерная «заумность» тематических книг и учебников.
В городе Нур-Султане прошла презентация трудов по истории главного эксперта ИМЭП при Фонде Первого Президента Радика Темиргалиева. Мы поинтересовались мнением автора о значении истории для общества. И почему нет качественной литературы на эту тему.
— Для начала расскажите, откуда такой интерес к отечественной истории лично у вас?
Интерес к истории казахского народа у меня появился еще в детстве, когда я читал такие исторические романы, как «Кочевники», «Жестокий век», «Вешние снега», «Томирис». В подростковом возрасте большое впечатление на меня оказала «Аз и Я» Олжаса Сулейменова. Затем открыл для себя труды Льва Гумилева. А в старших классах средней школы я уже читал монографии казахстанских и зарубежных ученых.
— Тем не менее вы поступили на юридический…
Волею судьбы я получил высшее образование юриста. Но за время учебы перечитал наверное всю историческую научную литературу и сборники документов в библиотеке КарГУ и карагандинской областной библиотеке. Также каждый год писал курсовые по истории государства и права Казахстана.
Дипломная работа была посвящена переменам в казахском обществе, произошедшим в первой половине XIX века. После окончания вуза этот интерес меня не оставил, я продолжал активно изучать историю казахов и других народов, в основном соседних.
Как экономика повлияла на всю историю Казахстана (часть 1)
— А когда пришло понимание, что готовы писать труды по истории Казахстана?
Информация, которую я узнавал, естественно, порождала какие-то мысли, идеи, догадки. В какой-то момент она просто достигла «критической массы», и я решил попробовать писать статьи по различным вопросам и проблемам отечественной истории.
Опубликовав несколько десятков и что называется набив руку, я решил попробовать написать книгу, посвященную истории Казахского ханства.
Она была хорошо принята казахстанскими любителями истории
Через некоторое время мне предложили издать ее более солидным тиражом.
Успех подвиг на дальнейшую работу. Нынешнее специальное издание включает три моих книги: «Ак-Орда. История Казахского ханства», «Эпоха последних батыров», «Казахи и Россия», а также сборник лучших статей под названием «Казахи. Путь предков».
— Свою деятельность историка вы рассматриваете как некую миссию?
Еще подростком я часто рассказывал о прочитанном своим близким и друзьям. И мои рассказы, так скажем, пользовались успехом. Вот так понемногу сформировалась идея писать книги, которые будут интересны достаточно большому количеству людей. Но для меня было важно, чтобы все труды опирались на строгие документальные данные.
Однако простым увлекательным пересказом известных вещей я ограничиваться тоже не хотел. Тем более, что когда изучаешь источники, встречаются ценные сведения, ранее незамеченные учеными. Либо собственный анализ позволяет утверждать, что
какие-то события и процессы были прежде неверно интерпретированы
Хотелось бы оставить свой след и в науке. И поскольку многие исследователи истории Казахстана ссылаются на мои работы, думаю, что с этой задачей я тоже справляюсь.
— По вашему мнению, для чего все-таки людям необходима история?
Общество без истории подобно человеку без памяти. Ему просто не на что опираться, чтобы нормально функционировать. Не понимая, откуда мы вышли, мы не можем понять, куда идем. Чем лучше общество будет знать и понимать свою историю, тем эффективнее будет развиваться.
— Руководство страны вопросам истории уделяет повышенное внимание. Была реализована программа «Культурное наследие». Однако уровень знания истории в обществе оставляет желать лучшего. Широкое распространение получают совершенно нелепые мифы. Почему так происходит?
Государство, безусловно, уделяет большое внимание отечественной истории. По той же программе «Культурное наследие» было введено в научный оборот большое количество источников, изданы работы отечественных и зарубежных историков. Однако все эти меры направлены главным образом на поддержку научных исследований.
Круг читателей таких работ насчитывает может быть всего несколько сотен человек
Это нормально. Иная, даже очень ценная в научном отношении, статья или монография по узкому вопросу может заинтересовать всего с десяток человек во всей стране. Обычный же неподготовленный читатель в таких работах попросту ничего не поймет — также как в научных работах по химии или биологии.
Чем учебник по истории Казахстана разозлил журналистов-националистов? (Обзор казпрессы)
Проблема в том, что часто реализация задачи популяризации отечественной истории также поручается научным учреждениям, то есть коллективам, в принципе не имеющим опыта подобной работы и не понимающим ее специфики. Объясню на примере.
Однажды я принимал участие в «круглом столе», где безуспешно пытался объяснить коллегам, что в школьных и вузовских учебниках надо кардинально сокращать количество дат и имен. Потому что учащиеся просто путаются во всей этой информации. Однако некоторые ученые восприняли мои слова, что я как будто хочу вычеркнуть из истории многих выдающихся личностей.
Хотя речь шла только о том, чтобы облегчить усвоение материала
Кроме того, ученые редко уделяют значение стилю изложения материала. Обычно они пишут очень сухо, используя в изобилии сложные термины, малопонятные для большинства читателей.
В результате в наших книжных магазинах практически отсутствуют качественные научно-популярные книги по истории, изданные именно в рамках госпроектов. Какую-то работу в этой области осуществляют частные структуры. Но естественно, их возможности серьезно ограничены и охватить большое количество населения они не могут.