Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
448
-1.49
EUR
478
-0.38
RUB
4.76
0.00

Умение признать неправоту – традиция Жолын жасау

2038
фото с сайта: vintage.kz

Правила взаимоуважения в казахском обществе прививают чуть ли не с рождения. Все с детства знают «кімнің жолы үлкен», кому положено быть первым в тех или иных ситуациях. Кто должен дать бата (напутственное благословение). Кому положено резать путы ребенку, когда празднуют тұсау кесер. Кто будет бас құда (главным сватом), кто поедет на кұдалық (сватовство). Кто будет другом жениха или подружкой невесты, и многое другое.

Идея единства нации

Все это решается сообща. Если что-то не так, любой член общества может напомнить, что «на этот раз жолы того-то» (в данный момент, например, ехать на құдалық очередь такого-то). И к нему прислушивались. Если же человек сам отказывался, говоря, что на этот раз очередь другого, его хвалили. Мол, «жарайсың, жолды біледі екенсің!» (молодец, знаешь как уважать других). Таким образом, старались не оставлять без внимания всех членов семьи, общества.

За подобным поведением через уважение и уступчивость кроется идея единства нации

Например, детей родных сестер называют бөле. Корень слова «бөл» (делить). Сын младшей сестры всегда уступает своему бөле (сыну старшей сестры), хоть сам старше своего двоюродного брата. При этом он говорит: «Әпкемнің баласы, сенің жолың үлкен» (ты сын старшей сестры моей матери, поэтому ты по статусу выше). В ответ сын старшей сестры может уступить, говоря: «Сіздің жасыңыз үлкен, жол сіздікі» (Вы старше, жол ваш). Во время тоя предоставляют поздравительное слово группе гостей — например, двоюродным братьям и сестрам. Они же на месте решают «кімнің жолы үлкен», кто первым должен высказать свои пожелания.

Все это относится к многогранным тонкостям казахского духовного мира. И сегодня часто можно увидеть, как люди уступают очередь высказывания пожеланий и как предлагают сесть выше на торжественных застольях или в гостях. При этом говорят: «Сіз сөйлеңіз, жолыңыз үлкен» (говорите вы, ваш статус выше); «Жоғары шығыңыз, сіздің жолыңыз үлкен» (садитесь на почетное место, вы должны сидеть выше).

У казахского народа очень много традиций

Точное количество казахских традиций никто не знает. Немало их начинаются на букву «Ж». Вот некоторые из них: «Жаға өртеу», «Жамбас сипар», «Жандостық», «Жан садағасы», «Жанама жақсы», «Жар-Жар айту». Еще: «Жарысқазан», «Жасау беру», «Жасырын бару», «Жаулық салу», «Жаушы бару», «Жекпе-жек», «Желсалқын», «Жеңгетайлық жасау», «Жерге ат беру». Также: «Жесір дауы», «Жеті ата білу», «Жеті нан пісіру», «Жиендік жасау», «Жиенқұйрық», «Жол асар». И конечно: «Жол-жоралғы», «Жылу жинау», «Жыртыс сала келу», «Жіп байлау» и другие.

Есть такая традиция — Жолын жасау. Одаривание правоты – таков ее смысл. Бывают случаи, когда одна из сторон при всех признает свою неправоту. Тогда говорят: «Жолын жаса» (признал свою неправоту, теперь одари). И виновник должен был совершить Жолын жасау — одарить того, в отношений кого был не прав. В таких случаях он должен был пригласить в гости, подарить дорогой чапан или коня.

Иначе он рисковал испортить репутацию. И может быть навсегда. Казахи не прощают тех, кто поступает несправедливо

Традиция в литературе

Известный казахский писатель Сапаргали Бегалин в своем рассказе «Беркутчи Альмен» описал подобный случай:

«В аул Альмена приехал человек из соседнего аула Оразбая. Поздоровавшись, он передал привет Оразбая:

– Меня к вам послал сам Оразбай. Он наслышан о вашей ловчей птице. Недавно он охотился со своими беркутчи и сыновьями в горах Бугылы и Машан. Увидев одну лису, они выпустили своих беркутов. Но птицы не смогли взять ту лису. На следующий день история повторилась. Сколько ни старались, лиса оказывалась хитрей их птиц. Вот и прислал меня Оразбай к вам, просит вас приехать. «Иначе мы опозоримся перед той черной лисой», — сказал он.

Получив приглашение, Альмен призадумался. Дело в том, что он начал подготавливать своего беркута к морозам месяца қаңтар (январь). И если нарушит подготовку, беркут не сможет охотиться. …Альмен рискнул и сел на коня.

…Оразбай с радостью встретил Альмена в своем ауле. И как раз случилось так, что к приезду беркутчи выпал снег. Оразбай не стал слушать Альмена, который сказал: «Мне надо бы несколько дней, чтобы подготовить своего беркута». Он начал подтрунивать: «Я пригласил тебя не для того, чтобы твой беркут взял лису. Хочу испытать твое искусство, увидеть, такой ли ты на самом деле беркутчи, как хвалят». Альмен промолчал. Вышли на высокое место горы Машан. Хитрая лиса встала у высокой скалы.

Альмен снял томага с головы своего беркута. Увидев зверя, хищная птица, распрямив широкие крылья, играючи взлетела на небо и полетела, стремительно устремившись вниз. Но в какой-то момент села на один из высоких камней. Лиса, увидев, что ей ничего не грозит, скрылась среди камней.

Альмен в глубоком раздумье подошел к своему беркуту и посадил на руку. Оразбай громко рассмеялся:

– То-то, а я-то поверил слухам — мол, в руки Альмена попал желтый беркут самого Тинея. Говорили, что беркут не промах, а оказывается так себе птичка.

Альмен снова промолчал. Возвратился в аул, накормил беркута жирным мясом, полил в глаза птицы воду, разведенную солью, чтобы не смогла заснуть. Привязал на прут над ручьем и оставил на ночь. Глубокой ночью он накормил беркута размельченной корой дерева.

Ранним утром Альмен подошел к своему беркуту и увидел, что птица вся покрыта инеем и готова к охоте. Сел он на коня и снова повел бая на охоту. На горе сказал Оразбаю:

– Ну, бай, прикажи свои людям, пусть такой шум поднимут, что черная лиса выбежит из своей норы. Если мой беркут не возьмет ее, его позор останется при нем, а мой позор останется при мне.

Оразбай мало того что вчера издевался, сегодня снова продолжил с усмешкой:

– Ну-ну, если твой беркут покажет себя, считай я у тебя на привязи. Если нет, мы отвернемся от тебя навсегда.

И ударили охотники в дабыл (большой барабан), и его звук прошелся громким эхом по всему ущелью. Это заставило черную лису выбежать из норы. Альмен выпустил свою птицу. Беркут поднялся высоко ввысь и как стрела полетел к цели. На этот раз лиса не смогла обмануть беркута. Беркутчи подошел к птице, которая сидела в ожидании хозяина, не выпуская из когтей свою жертву. Альмен вызволил из его когтей лису и бросил перед Оразбаем:

– Ну что, слепой бай, есть у тебя в горах еще другие лисы? А то мой беркут никак не может успокоиться.

Оразбай, помня свои насмешливые высказывания, в ответ не смог сказать ни слова. Позвал он Альмена в аул и подвел к ему хорошего коня-скакуна, сказав: «Сенің жолың» (ты оказался прав)».

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter