Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему казахи часто ездят на могилы предков? Традиция Сүйек әкелу

6478

Издавна казахи считали, что каждый должен жить на родной земле, и тело его после смерти будет покойно только там. Поэтому в прошлые века тела погибших воинов старались довезти до родных мест. Если не могли вывезти сразу, делали это позже, в подходящее для этого время. Именно эта традиция называется Сүйек әкелу (вывоз мощей).

Случилась трагедия и в жизни великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбайулы, когда скончался его молодой сын Абиш. Об этом рассказал потомок поэта Ахрам Какитайулы Искак. Ахрам — внук Искака, брата поэта, в детстве жил в доме Абая. Его воспоминания опубликованы в книге «Абай туралы естеліктер» («Воспоминания об Абае»).

Из воспоминаний Ахрама

«Абиш учился четыре года в реальной школе города Тюмени. По его приезду Абай, поняв, что у сына большое будущее, отправил его учиться в Петербург. Закончив обучение, Абиш вернулся офицером.

…В 1895 году от него, жившего в Алматы, пришло письмо.

«Я заболел. Мне трудно ходить. Прошу отправить ко мне Магауию (другой сын поэта — прим. авт.). Не беспокойтесь, болезнь не серьезная. Приглашаю Магауию, чтобы мне не было одиноко».

В қараша (ноябрь) того года Абиш скончался. Магауия временно предал тело брата земле и возвратился домой

…Когда растаял снег, Абай послал за телом сына троих человек. Расстояние между Акшокы и Алматы тридцать пять бекет (станция, расстояние между бекетами примерно 25 км — прим. авт.). Доехали за 9-10 дней.

…Был изготовлен деревяный табыт (гроб), из кожи сшит мешок с пуговицами. После этого тело Абиша изъяли из земли, обернули хлопком и белой материей. Затем положили в кожаный мешок и деревяный табыт. Потом выехали в путь.

…Получив телеграмму, Абай выехал встретить мощи своего сына. Его сопровождали десять родственников.

…Абиша похоронили близ могилы деда Кунанбая».

Традиция в литературе и кино

Есть свидетельства о соблюдении этой традиции и в 20 веке. Великий поэт Олжас Сулейменов написал об этом стихотворение. Приведем отрывок.

…Одна война закончилась другой.
Мой дядя, брат отца, ушел на фронт.
Ушел он добровольно? Я не помню.
…Все реже в домик приходили письма,
Потом пришло одно.
В нем говорилось,
Мой дядя пал хорошей смертью храбрых.
А я не понял,
И был счастлив я,
Увидев слово «храбрый».
Дед не плакал.
Решил старик, застенчивый, угрюмый,
Проехать полстраны с голодным внуком,
Чтоб разыскать
Могилу сына.
Дед не разрешал
Сынам своим лежать в чужой земле…

Через некоторое время по мотивам этого стихотворения поэт написал киносценарий. В 1966 году на экраны страны вышел великолепный фильм режиссера Шакена Айманова «Атамекен» (Земля отцов).

Пожилой казах едет с внуком в далекие края, чтобы забрать тело погибшего в бою сына и похоронить на родной казахской земле

Фильм «Атамекен» по праву входит в золотой фонд казахского киноискусства.

Традиция Сүйек әкелу в 1969 году

Мой отец, ученый Асильхан Оспанулы, однажды рассказал мне, что его друг Серикбай Ембердиев, учитель из села Алтын тобе близ Шымкента, ездил за телом своего брата и совершил Сүйек әкелу из далекой Украины. Мне это было очень интересно, я пошел к нему и попросил рассказать обо всем. Это был нелегкое повествование. Прощаясь, Серикбай ага дал мне газетные вырезки статей, где обо всем было написано.

25 апреля 1970 года на первой странице областной газеты «Оңтүстік Қазақстан» (ныне Туркестанская область) было опубликовано повествование ветерана войны Серикбая Ембердиева «Менің інім» («Мой брат»). Он рассказывает, как долго искал могилу своего брата Ибраима.

«Мой родной брат Ибраим с начала октября 1942 года воевал под Сталинградом. Он был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы второй степени, орденом Богдана Хмельницкого и другими. Мы знали об этом из его писем. Когда пришло извещение, что он погиб в феврале 1944 года, было очень тяжело. Горячие чувства и память о брате не давали мне покоя. Я постоянно думал о нем, хотел узнать, как он погиб и где похоронен. Начал писать в разные инстанции — от областного военкомата до Москвы.

И вот однажды пришло письмо. Его написал председатель Первомаевского сельсовета Софиевского района Днепропетровской области И. М. Бедун.

«Уважаемый товарищ Серикбай! …По нашим данным, Ибраим Ембердиев похоронен на территории нашего колхоза. Приезжайте, встретим как самого дорогого гостя!».

В летний отпуск Серикбай ага поехал в Украину.

Украина, 1969 год

«Мы с работником сельского совета С. Г. Кобалем встретились с жителями села. В доме, что стоял на окраине села, как оказалось, живет Михаил Никитич Зиненко. Ему было 78 лет.

– Михаил Никитич, ведь в вашем дворе погиб один из бойцов.

– Да, – ответил Степан Григорович, – он был политруком, заместителем командира батальона, старший лейтенант.

–  Кто он был по национальности, помните его имя?

– Он был казах, имя Абраим… фамилию тоже помнил…

Старик задумался. Тогда я взял фотографию брата, где он сфотографировался с однополчанами, и протянул ему. Михаил Никитич указал именно на него: «Вот этот джигит».

Как оказалось, мой брат Ибраим был тяжело ранен в голову и погиб. Его похоронили в саду Михаила Никитича.

Услышав это, я не удержался, слезы градом покатились из глаз. Инвалид войны Иван Максимович Бедун тоже заплакал и крепко меня обнял. Жители села подходили ко мне, обнимали и говорили слова соболезнования. Все плакали.

Успокоившись, Бедун сказал:

– Уважаемый Серикбай, имя вашего брата и всех, кто отдал жизнь за нашу родину, навсегда останутся в нашей памяти.

За ратный подвиг казахских воинов одна улица в Ростове-на-Дону носит название Казахская

В вашем лице от имени всех украинцев мы выражаем благодарность казахскому народу за то, что он вырастил таких героев!».

Сельчане попросили меня не уезжать сразу, остаться погостить. Отказаться я не мог. Сфотографировался со всеми сельчанами и с теми, кто видел моего брата. Потом я привез мощи брата в Шымкент и похоронил на родине. На могилу высыпал горсть земли, привезенную из такой далекой и такой близкой украинской земли».

Сүйек әкелу и современность

Время от времени в средствах массовой информации Казахстана появляется информация, как казахи совершают поездки к могилам своих предков, погибших в годы второй мировой войны. Так как погибшие зачастую похоронены в братских могилах, казахи привозят на родину горсть земли из далеких краев.

Побывавшие на могилах своих отцов и дедов рассказывают: местные жители говорили им, что на могилы своих предков чаще всего приезжают именно казахи.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter