Для школьников Казахстана приближается горячая пора Единого национального тестирования. Абитуриенты и их родители уже задумываются о будущей профессии. И отечественный минобр существенно облегчил такой выбор. Новшество позволит казахстанским вузам подготовить специалиста, востребованного на рынке труда.
Об изменениях в распределении государственного образовательного заказа медиапорталу 365info рассказал директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адлет Тойбаев.
— Как изменилась система распределения образовательных грантов в 2019 году?
— Сама система распределения грантов существенных изменений не претерпела. Министерство образование получает от минтруда краткосрочный план потребностей по профессиям, рассчитанный на пять лет. Также мы собираем запросы других государственных органов и НПП «Атамекен».
Приказом министров формируется межведомственная рабочая комиссия по распределению грантов. Затем на основе всей информации формируется государственный образовательный заказ.
Основное новшество этого года заключается в том, что гранты распределяются не по перечню конкретных специальностей, а по перечню групп образовательных программ.
Это связано с реализацией закона о предоставлении и расширении академической, управленческой свободы вузов
В рамках этого закона в 2018 году вышел новый классификатор направлений подготовки, в котором уже нет перечня специальностей, а есть группа образовательных программ.
Сейчас у нас имеются на уровне бакалавриата 97 групп образовательных программ, в рамках магистратуры — 154, в рамках докторантуры PhD — 150.
— Насколько изменения по государственным грантам удобны для абитуриентов и самих учебных заведений?
— К примеру, в группе «Информационные технологии» есть такие направления, как «Информатика», «Вычислительная техника и программное обеспечение» и т. д. Теперь студент, участвуя в конкурсе на грант, указывает не специальность, а группу образовательных программ. И только при зачислении в вуз, он выберет Образовательную программу (специальность). Это расширяет его академическую свободу.
Новшество позволяет учебным заведениям более гибко и оперативно реагировать на изменяющиеся требования рынка труда
Вуз сам занимается разработкой и внедрением нужных им образовательных программ.
Раньше лицензия получалась на каждую специальность. Допустим, приходил в вуз работодатель, которому требуется выпускник в области Big Data. Вуз обращается в министерство образования, чтобы специальность включили в классификатор — процедура с прохождением всех комиссий занимает около двух лет. За это время запрос работодателя становился неактуальным. То есть реакция на требования рынка была очень низкой.
Сегодня, когда компания обращается в учебное заведение, там самостоятельно разрабатывают программу, регистрируют ее в реестре и запускают. На это уходит всего пять-шесть месяцев.
— Влияет ли на выбор абитуриентов рейтинг отечественных вузов? Если да, назовите, на какие «оценки» обращают внимание школьники и работодатели?
— Само министерство каких-либо официальных рейтингов вузов не ведет. Однако такие существуют — например, рейтинг Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Но они не ранжируют учебные заведения, они ранжируют образовательные программы, предоставляемые вузами. Основным критерием является соответствие образовательной программы требованиям работодателя.
Также учитывается трудоустройство и заработная плата выпускников
Имеются также рейтинги, которые ведут аккредитационные агентства. Но эти исследования более академические. Здесь рассматриваются структура образовательных программ, квалификация преподавательского состава, контингент студентов, научный потенциал и т. д.
Существуют и международные рейтинги, к примеру, рейтинг QS (QS World University Rankings). Казахстан представлен здесь десятью высшими учебными заведениями. Нас радует, что динамика ранжирования наших вузов с каждым годом растет.
Кроме того, существует Times Higher Education, где присутствуют два представителя нашей страны.
Насколько такие рейтинги влияют на выбор абитуриента, сказать сложно
Я думаю, что на определение будущей профессии влияют сразу несколько факторов: это и мнение родителей, и профориентационная работа в школах, и общественное мнение.
Самое главное, что все больше людей начинает обращать внимание на рейтинговое положение вуза.
— Существует ли в Казахстане система профориентации абитуриентов, либо будущие студенты выбирают специальность сами?
— Да, такая система существует. Это ранняя профориентации в некоторых школах. Она начинается с шестого-седьмого класса, когда в рамках факультативов и внеклассных мероприятий детям рассказывают о профессиях.
На постоянной основе психологами или преподавателями проводится тестирование на определение склонностей
Есть частные онлайн разработки, в том числе и отечественные. Отдельные продукты в качестве результата предоставляют школьникам список востребованных профессий и перечень казахстанских вузов, где им обучают.
Вузы также подключаются к этой работе, их представители приходят в школы и рассказывают выпускникам о приоритетных направлениях. Безусловно, иногда это сводится не к профориентации, а к фактической рекламе учебных заведений. Но в целом вузы заинтересованы в такой деятельности.
— Как обстоит дело с послевузовским трудоустройством выпускников? По мнению некоторых экспертов, должна существовать непрерывная цепочка: студент — вуз — работодатель — МОН РК. Насколько такая схема жизнеспособна?
— На уровне послевузовского образования процент трудоустройства достаточно высокий. По ряду направлений это стопроцентный результат, поскольку обучающиеся в магистратуре или докторантуре уже, как правило, имели опыт работы.
Здесь нужно рассказать о тактике целевой подготовки на ступени магистратуры. Теперь в рамках определенных договоренностей предприятия приходят в вузы, либо наоборот.
Ведется подготовка специалистов, востребованных определенным «заказчиком»
К примеру, в компании не хватает менеджеров в области фармации, в таком случае они обращаются в учебное заведение. Там, в свою очередь, готовят соответствующую образовательную программу, где обучаются работники предприятия. Через полтора-два года организация получает «заказанного» специалиста.
Такая практика, конечно, не повсеместная, но уровень ее применения расширяется.
Процент трудоустройства выпускников бакалавров составляет 72%
МОН РК проводит мониторинг через сервисы Государственного центра по выплате пенсий. Если несколько лет назад мы ограничивались сбором статистических данных от университетов, сейчас смотрим на пенсионные отчисления выпускников.
Нами ведется работа с Министерством труда и социальной защиты населения РК по совершенствованию работы «Электронной биржи». Сюда же будут подключены и вузы.
Появится функционал распределения выпускников по имеющимся вакансиям
В первую очередь будут запускаться педагогические направления. Через год планируем расширить практику на все направления подготовки.
Отмечу, что учебные заведения уже ведут такую работу. По ряду технических специальностей студенты последних курсов заключают договоры с компаниями о прохождении практики с последующим трудоустройством.