Год назад Дональд Трамп вышел из иранской сделки на том основании, что хотел иметь другое соглашение.
Глава Белого дома раскритиковал план действий за недостаточное количество и небольшую масштабность ограничений на Иран. Он потребовал более долгосрочного и жесткого режима, который ограничивал бы иранские ядерные разработки, программу по построению баллистического ракетного вооружения и деятельность Ирана в соседних странах с целью распространения влияния режима аятолл.
Трамп заявил, что для достижения такой сделки мобилизует Конгресс США и региональных соседей Ирана
Каково будущее иранской сделки, заключению которой способствовал Казахстан, принявший ее конкретный результат – Ульбинское хранилище низкообогащенного урана как топлива для АЭС под эгидой МАГАТЭ? Изучая англоязычные веб-ресурсы, можно сделать несколько выводов.
В администрации Трампа наблюдается очевидный раскол. Президент США говорит о необходимости новых переговоров, а советник по нацбезопасности Джон Болтон и госсекретарь Майк Помпео, как считают многие американские политики, будут торпедировать любые разговоры с Ираном.
Иранцы же в отношении новых переговоров настроены отрицательно
Потому что противоположная сторона представляется им дезорганизованной и расколотой.
В мае 2018 Майк Помпео перечислил 13 требований к Ирану. Самые жесткие из них:
Американский политический истеблишмент не отрицает, что некоторые действия Ирана требуют противодействия со стороны США. Но озвучивать это как требования, причем публично, вряд ли хорошее приглашение к новым переговорам.
США снова ввели режим санкций против Ирана. Однако серьезно просчитались,
думая, что санкции дестабилизируют и деморализуют страну.
Поведение Ирана в регионе осталось прежним. Шиитские вооруженные отряды оперируют в Сирии, Ливане и, предположительно, в Афганистане. Сам Иран подчеркнуто выполняет условия расторженной венской сделки на 100%, иначе бы МАГАТЭ первой сообщила о допущении нарушений.
Критикуя администрацию Трампа за давление на Иран, эксперты отмечают, что сам лидер США и его люди так и не составили четкой картины требований, которые может озвучить Иран, если согласится на новые переговоры.
Санкции, конечно, будут первым предметом обсуждения, а что дальше? Гарантии безопасности? Проект создания новой региональной ядерной Антанты? Уступки в области баллистической ракетной программы? Или требования, чтобы США полностью ушли с Ближнего Востока?
Любопытны позиции американских дипломатов. По их мнению, администрация Трампа считает, что иранцы хотят восстановления дипсвязей с США, в то время как лидеры Ирана этого не хотят. А причина в том, что США фундаментально не устраивают форма и режим правления в Иране.
Не учитывая этого обстоятельства, Трамп и его люди полагаются на принуждение
Новые санкции могут стать результатом убеждений сегодняшнего президента США. Когда в 2012 году Иран вступил в переговоры с администрацией Обамы, он сделал это якобы потому что страдал от нефтяного эмбарго и финансовых ограничений. Но следует учитывать, что весь мир, включая постъядерный Казахстан, даже тогда понимал, что
истинной причиной стал страх, ведь Иран получил возможности обогащать уран
В 2003-2013 гг. США отказались предъявить Ирану требования полностью прекратить обогащение. Поскольку, подписав Договор о ядерном нераспространении, Иран обрел право на минимально допустимый предел обогащения. В настоящее же время Трамп намерен ужесточить требования.
Согласно венской сделке, Иран мог обогащать уран до уровня в 3,67% на срок 15 лет. Многие аналитики Запада полагают, что глава Белого дома не может приступить к переговорам, не признав минимальных прав Ирана в этой сфере деятельности. Больше они ничего не говорят. Молчат и Обама, и его люди, подписавшие сделку. Судя по всему, команда Трампа к ним за советом не ходит.
Тон и настрой администрации США указывают на намерения оказать принуждение
Опрошенные политики высказали скептицизм по поводу будущих намерений американского лидера, учитывая, что в 2018 году ему не удалось склонить на свою сторону кого-либо из европейских союзников США.