Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин уверен, что новый закон, касающийся вопросов совершенствования процедур реабилитации и банкротства, должен улучшить бизнес-климат в стране.
Соответствующий законопроект рассматривается в первом чтении на пленарном заседании депутатов. Об этом сообщает пресс-служба мажилиса.
В ходе обсуждения депутатами поднят ряд вопросов. В частности, речь шла о введении в законопроект новой статьи «Причинение имущественного ущерба кредиторам путем обмана или злоупотребления доверием» вместо статьи «Ложное банкротство». Статьи же Уголовного кодекса, касающиеся преднамеренного банкротства и доведения до неплатежеспособности, предлагается сохранить исключительно для финансовых организаций.
В результате предложенных новелл, по опасению депутатов, недобросовестный чиновник может каждого из участников или акционеров юридического лица привлечь к субсидиарной ответственности по долгам перед кредиторами.
По мнению Нигматулина, данная поправка ставит под угрозу основы ведения бизнеса в нашей стране. Согласно действующему закону, участники ТОО или АО несут ответственность перед кредиторами только в пределах своего вклада в уставный фонд. И именно такая правовая конструкция, по словам спикера мажилиса, позволяет предпринимателям инвестировать свободные деньги в развитие бизнеса.
— В случае принятия предлагаемой вами нормы люди будут просто бояться заниматься бизнесом, поскольку изначально будут знать, что рискуют потерять всё своё имущество, а не только то, что они, как участники, вложили в уставной капитал, — сказал Нигматулин, обращаясь к первому вице-министру финансов Берику Шолпанкулову.
Заслушав мнение представителей министерства национальной экономики и национальной палаты предпринимателей «Атамекен», председатель мажилиса предложил оставить действующую редакцию, когда материальная ответственность учредителя по долгам своего предприятия наступает только в случае, если суд установит сознательное приведение предприятия к банкротству и нарушение прав кредиторов, и доработать данную норму до второго чтения.
Вопрос возник и относительно порядка назначения временного администратора при производстве по делу реабилитации и банкротства. В нашей стране это относится к функции суда, тогда как в большинстве стран эта процедура относится к полномочиям собрания кредиторов или самого должника.
— Кредиторы прямо заинтересованы в определении лучшей кандидатуры, которая будет способна найти наиболее оптимальный путь решения всех их вопросов. Поэтому, наверное, будет правильным передать функцию назначения такого администратора уполномоченному государственному органу по представлению собрания кредиторов, — высказал мнение председатель мажилиса.
Итогом обсуждения стало решение до второго чтения проработать поправки, предусматривающие передачу полномочий по выбору администратора по реабилитации или банкротству самим кредиторам с последующим утверждением министерством.
Особое внимание в ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании уделено нормам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности нашей страны. Подчеркнув, что банкротство — не лучший вариант для любого бизнесмена, вместе с тем Нигматулин отметил, что это один из важных компонентов оздоровления экономики, поскольку дает возможности перераспределить ресурсы в пользу действующих более эффективных компаний. И это мировая практика.
В целом законопроект направлен на упрощение условий для применения субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства. Предусматривается изменение оснований для применения субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства.
Сокращаются сроки проведения процедуры банкротства путем, в частности, передачи ряда полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов. Предлагается упрощенная ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства.