Одна из особенностей внутренней политики Казахстана в регионах — она кулуарна. А ее участники нередко не пользуются эффективными способами контроля власти, которые им предоставляет законодательство. В частности, это касается системы местных представительных органов – маслихатов, они обладают значительными полномочиями. Но для того чтобы местные элиты оценили мощь этого инструмента, государству приходится вести разъяснительную работу.
Депутаты маслихатов могут утверждать планы развития регионов, контролировать сферы благоустройства и экологии в городах и селах, избирать сенаторов. А особенности подхода к местным выборам — когда в представительные органы избираются преимущественно представители бизнес-элиты — может превратить маслихаты в довольно серьезного игрока, влияющего на обеспечение стабильности на республиканском уровне. Что примечательно, примерно в этом же ключе роль маслихатов оценивает и спикер сената Дарига Назарбаева.
Определение маслихата содержится в законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Согласно этому нормативно-правовому акту, маслихат (местный представительный орган) — «выборный орган, избираемый населением области, города республиканского значения и столицы или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление».
Уже в четвертой статье закона установлены ограничения для маслихатов. В частности, местные представительные органы обязаны «не допускать принятия решений, не соответствующих основным направлениям внутренней и внешней политики, соблюдать интересы Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности, придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно значимых сферах деятельности, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан».
Кроме того, маслихаты не могут «принимать решения, препятствующие формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан». А «планы развития территорий, принимаемые маслихатами и акиматами, должны соответствовать стратегическим планам развития Республики Казахстан».
Очевидно, что это декларативное описание «красной черты», которую представительные органы не должны переходить. В том, что в законе почти сразу идут запреты, отражает идеологию этого документа и характер создания. В свое время маслихаты создавались «сверху», поэтому власть задумывалась о плюсах и минусах общественной активности граждан, которые сами будут в них работать. Но даже с такими ограничениями маслихаты обладают значительными полномочиями.
Депутаты представительных органов на месте избираются жителями различных административно-территориальных единиц прямым голосованием сроком на 5 лет. Маслихаты могут эффективно контролировать исполнительную власть. Депутаты утверждают различные документы и назначение на должность сотрудников местных исполнительных органов государственной власти (акиматов). Среди документов, которые подлежат утверждению маслихатами, программы развития регионов и проекты бюджетов. Отчет об исполнении этих документом акимат представляет на рассмотрение маслихата.
Кроме того, местные представительные органы утверждают схемы планировки и проекты генпланов застройки населенных пунктов (за исключением областных центров) и регулируют вопросы земельных отношений. У маслихатов широкие полномочия в сфере природопользования: они также фактически могут устанавливать (в рамках законодательства) правила подготовки и проведения отопительного сезона, содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства, ставки за эмиссии в окружающую среду, пользование водными и лесными ресурсами, а также эксплуатации особо охраняемых природных территорий.
Маслихаты утверждают правила принятия мер по соцзащите граждан. Более того, депутаты должны согласовать список работников акимата и кандидатуру глав местной полицейской службы. Ко всему прочему, представительные органы выбирают сенаторов (часть назначается президентом).
Но главное, о чем
все забывают — как минимум одна пятая часть депутатов местного органа поставить вопрос о выражении вотума недоверия акимам
Основанием для этого может быть двукратный отказ от утверждения отчетов о деятельности глав местных администраций, исполнении программ и местного бюджета. Правда, решение об увольнении принимает либо вышестоящий аким, либо глава государства.
Учитывая, что по закону маслихат – инструмент контроля исполнительной власти, фактически о коллизиях между акиматами и депутатами СМИ сообщали мало. Следовательно, до недавнего времени местный представительный орган с авторитетными людьми региона в составе не воспринимался как действенный орган и таковым не являлся.
Как резюмировала кандидат юридических наук Людмила Мацепа в своей диссертации, законодательство «представляет местным представительным органам довольно широкий круг полномочий. Тем не менее на практике они не являются действенным инструментом местного управления». «Причина такого положения в том, что у маслихатов нет четких механизмов воздействия на деятельность акимов и акиматов», — объяснила она причины такого явления.
Череда региональных кризисов привела к попытке пересмотреть роль маслихатов в вертикали власти. Так, дело акима Атырауской области Бергея Рыскалиева 2012-2013 гг. и конфликт в Жанаозене 2011 года показали, что на тот момент маслихаты не стали площадками для урегулирования конфликтов между общественностью, представителями местного истеблишмента и власти. А могли бы.
Так, в апреле, примерно через месяц после того, как президент страны Нурсултан Назарбаев объявил об уходе с поста и вся политическая жизнь страны свелась к обсуждению кандидатур его вероятных преемников, состоялось заседание Совета по взаимодействию с местными представительными органами при сенате. На мероприятии присутствовали представители организации «Объединение депутатов маслихатов Казахстана», члены депутатской группы «Онир» и руководители центральных исполнительных и местных представительных органов.
Председатель сената Дарига Назарбаева сразу высказала мнение, что местная власть – это ключевой уровень государственного управления. Пресс-служба верхней палаты четко сформулировала, почему спикер сената уделяет столько внимания самым низовым звеньям власти. В ходе административной реформы местная власть получила значительные полномочия. В частности, маслихаты могут самостоятельно формировать бюджет на уровне села, сельского округа, города районного значения, управлять коммунальной собственностью, контролировать управление земельными ресурсами, лицензирование и аттестацию различных видов деятельности.
Назарбаева обратила внимание на то, что местные власти могут разрешать проблемы недостаточной инфраструктуры регионов. «На вопросы обеспечения питьевой водой регионов за годы независимости было потрачено более 540 млрд тенге. Так
почему же до сих пор многие населенные пункты не имеют доступа к питьевой воде? Эта программа, как Бермудский треугольник, в котором средства загадочно исчезают,
— привела пример спикер сената.
Еще одно направление, в котором власти Казахстана намерены развивать маслихаты – укрепление кадрового состава местных представительных органов и повышение образовательного уровня их членов.
Так, секретарь Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената, по совместительству – председатель Объединения депутатов маслихатов Казахстана Тулеубек Мукашев заявил, что необходимо менять критерии отбора кандидатов в депутаты маслихатов.
Было предложено направлять депутатов на обучение в Академию государственного управления, повысить статус секретарей маслихатов, сделать более эффективными ревизионные комиссии.
Площадкой, на которой смогут встречаться представители центральных государственных органов исполнительной власти, законодатели и депутаты маслихатов, может стать совет при Сенате. По мнению Назарбаевой, он «должен стать постоянной действующей площадкой, где будут обсуждаться актуальные вопросы становления местного самоуправления и регионального развития, вырабатываться рекомендации по решению возникающих проблем».
То есть, по сути, региональными «ребрами жесткости» для всей страны.