Производители Казахстана смогут пользоваться льготами на импорт сахара до конца 2019 года. Но после этого точно их лишатся. Возможно, таким станет итог затянувшейся «сахарной войны», которая ведется в рамках ЕАЭС. И пока стороны пытаются договориться, в республике падает и производство, и импорт товара.
Существующая на сегодняшний день договоренность в рамках ЕАЭС позволяет Казахстану импортировать 400 тыс. тонн сахара-сырца в год. Льгота на беспошлинный импорт белого сахара есть у 11 предприятий (производители соков, напитков, кондитерских изделий). Однако если свою продукцию они отправляют в страны ЕАЭС, а не реализует только на внутреннем рынке, то… Платить пошлину все же нужно.
Но власти Казахстана внесли поправки в Предпринимательский кодекс. Теперь если предприятие реализует специальный инвестиционный контракт, освобождается от таможенных пошлин при ввозе готовой продукции в страны ЕАЭС. После введения этой льготы Казахстан увеличил поставки сахаросодержащих продуктов в Россию на 40%, указывает Евразийская сахарная ассоциация.
Еще осенью 2017 года
минсельхоз РФ призвал лишить Казахстан льгот. Он мотивировал это тем, что российские производители терпят убытки
Вопрос решался на уровне глав правительств, а итогом стало, что предприятия на полгода лишились своих льгот.
Споры проходят на фоне перепроизводства сахара. Общий объем выпущенного страна ЕАЭС товара в 2018 году составил почти 7 млн тонн при потреблении 6,8 млн. Это, по мнению российских ведомств, подчеркивает, что импорт из третьих стран Казахстану не нужен. В результате в Евразийскую экономическую комиссию российской стороной подан запрос об отмене преференций для РК.
Россия обвиняет Казахстан в нарушении норм Евразийского экономического союза
В конце апреля ситуацию прокомментировала директор Департамента развития внешней торговли Министерства национальной экономики Жанель Кушукова. По ее словам, сейчас рассматривается предложение о сохранении льгот до конца 2019 года. Однако в дальнейшем их уже точно не будет. Договоренность достигнута после консультаций с крупнейшими производителями сахара ЕАЭС и казахстанскими потребителями.
«Нам нужно развивать собственную отрасль, чтобы не зависеть от перепадов цен на импортный сахар
Сейчас мы завозим примерно 250 тыс. тонн сахара, из них больше 90% из РФ и Беларуси. Это тот сахар, который и так не облагается пошлинами. Поэтому какие-то изменения в условиях предоставления льгот (то, что их не будет) не должны серьезно отразиться на наших потребителях. Реэкспортом мы не занимались. Весь сахар, который приходил, использовался нашими потребителями», – уверяет Кушукова.
По ее словам, Казахстан может и самостоятельно покрывать потребности в сахаре: на пике производство доходило до 300 тыс. тонн.
Впрочем, данные Комитета по статистике показывают, что 300 тыс. далеко не потолок. В 2014 году производство перевалило за 400 тыс. тонн,
На этом фоне показатели 2018 года выглядят слабыми – чуть более 280 тыс. тонн. 2019 год начался еще хуже: объем производства за квартал составил 60 тыс. тонн.
Для сравнения: в январе-марте 2018 года было произведено около 130 тыс. тонн.
Впрочем, и показатели импорта сейчас находятся на низком уровне. За первые два месяца 2019 года в республику было завезено 40,9 тыс. тонн тростникового сахара на общую сумму $17 млн. В 2018 было 90,9 тыс. тонн на $37,9 млн.
Главным поставщиком, как и в 2018 году, остается Бразилия (23 тыс., 7,8 млн тонн). Россия на втором месте по поставкам (15,6 тыс., 8,1 млн тонн).
Нетрудно посчитать, что покупать его в другом полушарии значительно выгоднее.
Средняя стоимость 1 тонны бразильского тростникового сахара составляет $338, российского – $519
Кроме того, в январе-феврале 2019 года в Казахстан было завезено 5,3 тыс. тонн кондитерских изделий из сахара (но без какао) на общую сумму $10,6 млн. Физический объем по сравнению с аналогичным периодом 2018 уменьшился на 6,2%, но в денежном выражении объем сделок вырос на 1,8%.
РК импортирует сладости из 33 стран, но реально на рынке преобладают Россия и Украина. На них приходится 86% физического объема поставок.
Снижение производства и импорта привели к тому, что экспорт сахара и кондитерских изделий из него также значительно упал. В январе-феврале 2019 года зарубежные поставки принесли $6,2 млн, а объем продаж составил 9,1 тыс. тонн.
В 2018 году было $21,3 млн и 40,3 тыс. тонн. При этом сбыт по российскому направлению остается достаточно стабильным – объем продаж снизился менее чем на 8%.
Другое дело Узбекистан. В этом направлении экспорт за год упал в 10 раз!
После 33,2 тыс. тонн ($15,3 млн) в январе-феврале 2018 года нынешние показатели выглядят скромными – 3,4 тыс. тонн и $1,5 млн.
Впрочем, спрос со стороны южный соседей на протяжении ряда месяцев 2017-18 гг. на казахстанский сахар был аномально высоким. Так что нынешнее снижение вполне логично.