Предки современных казахов носили серьги. Точнее, одну серьгу в левом ухе. Что это символизировало? Расскажут историки и культурологи.
В период до XIV века, так называемый тюркский, по словам руководителя отдела нематериально-культурного наследия Научно-исследовательского института «Халык казынасы» Национального музея Казахстана Айгерим Мусагажиновой, предки современных казахов носили одну серьгу в левом ухе.
В Турции эта традиция сохранялась вплоть до XVII века. При этом серьгу носили не все и не всегда. В повседневной жизни мужчины обходились без украшений, прибегая к ним только во время военных походов и долгих поездок, пишет Sputnik Казахстан.
«Сама степная культура диктовала ношение серьги. Серьга в ухе символизировала воинское начало.
Свидетельством того, что предки казахов носили серьги, является Иссыкский воин, или «Золотой человек»,
в кургане которого была найдена одна серьга. Сейчас эту традицию можно смело назвать устаревшей», – рассказала Мусагажинова.
Она также уточнила, что мужские серьги были очень скромными, чаще всего в форме дуги или плоской пластинки.
Культуролог-именолог, автор 365info.kz Бердалы Оспан утверждает, что мужчины носили серьги не только для обозначения своего воинского статуса, но и использовали в качестве талисмана. С древних времен казахи защищали детей и воинов от сглаза, поэтому серьга в ухе могла служить для отвлечения внимания недругов и придания силы своему хозяину.
С конца XV-начала XVI вв. эта традиция ушла в историю. Уже в XVII веке серьги плотно вошли в женский гардероб и обрели для народа сакральный характер.
Также имеются данные, что в период Железного века степняки носили на шее гривну в форме обруча. Мода на это также утратила свою актуальность в начале XVI века.
Упоминания о ношении серьги мужчинами имеются еще в истории древнего Рима и Египта. Точных данных о периоде зарождения этой культуры в тюркской цивилизации нет, однако историки сходятся во мнении, что европейцы, в числе которых моряки и пираты Средиземноморья,
переняли эту традицию именно у предков современных казахов
Серьги носили и казаки. Этот казачий обычай также связан с воинами, однако не каждый имел право носить их. Серьга в левом ухе означала, что мужчина единственный сын, а серьга в правом говорила, что он последний мужчина в роду.
С XVIII века мужчины-кочевники стали отдавать предпочтение перстням. Крупные кольца должны были подчеркивать положение и принадлежность к тому или иному сословию.
Перстни каплевидной формы предпочитала правящая элита степи, кольца круглой формы — сословие рода Кожа,
батыры надевали квадратные перстни. Традиция ношения перстней с родословной тамгой (родовой фамильный знак или печать) в большинстве своем утрачена. В некоторых регионах она трансформировалась и носит утилитарный характер.
Перстни с родовой тамгой чаще изготавливают в качестве подарка и дарят уважаемым и почитаемым главам семей.
Также у каждого мужчины того времени имелся нож в кожаном чехле. Чехол мог быть декорирован драгоценными камнями или узором на серебре.
Обязательным элементом костюма был мужской пояс — белдік. Благодаря художественному исполнению, бляхам, декорированным дорогими тканями и камнями, он относился к произведениям ювелирного искусства. Пояса подразделялись на будний, парадный и боевой.
В XVIII веке мужчины дополняли свой образ небольшими аксессуарами – серебряными ухочистками и зубочистками
Эти детали обычно подвешивались с внутренней или внешней стороны камзола или пояса. Ими пользовались на протяжении полутора веков.
Боевой или охотничий пояс (кылыш и кисе белбеу) были длиной в полтора метра, более декорированными и украшались узорами. Ширина таких поясов достигала 4 см.
Кисе белбеу после XIX века стал носить более декоративный характер и являлся привилегией аксакалов. Подобные пояса дарили почитаемым мужчинам, подчеркивая их родовое главенство и достоинство. Пояс передавался от отца к сыну и был оберегом мужского рода.
Традиция украшать свое оружие также была широко распространена среди тюркских воинов
На наконечниках копий и стрел они подвешивали различного рода тумары (талисманы). Имеются данные, согласно которым младший брат великого Кенесары хана – Наурызбай батыр – пользовался қоныраулы найза (звенящее копье).
Свое прозвище копье легендарного батыра получило благодаря тому, что Наурызбай украшал его металлическими кольцами. Также широко использовался оружейный декор из перьев филина (үкі).
Сейчас эта традиция также трансформировалась. Перья филина и кожаные тумары подвешивают к колыбели младенца.