Каждый водитель, подписавшийся на популярную схему работы на «арендном такси», может оказаться в такой ситуации. Авария — потеря работы — потеря денег…
Эта отдельно взятая история, приключившаяся с алматинским таксистом Ахатом Игенбердыевым, очень показательна. Он, как и многие, заключил договор аренды автомобиля для оказания услуг такси с правом последующего выкупа. Однако договор оказался с подвохом…
В сентябре 2017 года Ахат Игенбердыев попал в ДТП — в «паровозик» собрались 4 автомобиля. В арендованную Игенбердыевым «Ладу» сзади «прилетел» BMW Нургали Ибраева. «Ладу» по инерции откинуло в Nissan. Четвертым замкнул колонну Subaru Бауыржана Кошкарова, который не успел вовремя среагировать на ДТП.
В ноябре 2017 года спецадмсуд Алматы признал Кошкарова и Ибраева виновными в это происшествии.
Одному присудили штраф в 10 МРП, а другому — 9 месяцев лишения водительских прав из-за отсутствия страховки
Однако для Игенбердыева и его «Лады» это ДТП стало началом проблем. Машина в аварии пострадала сильно — продолжать таксовать на ней было невозможно. Водитель вынужденно перестал платить положенные по договору 5 тысяч тенге аренды в сутки.
В ноябре 2017 года владелица «Лады» потребовала от Ахата Игенбердыева оплатить сумму долга по аренде и неустойку. Обратилась в суд, где в июле 2018 судья Медеуского районного суда Нурлан Бейгайдар полностью удовлетворил требования предпринимательницы-арендодателя.
Игенбердыеву полагалось заплатить 1,1 млн за ремонт «Лады», 104,5 тыс. — долг по аренде, 95 тыс. тенге — штраф за досрочное расторжение договора и 61 тыс. неустойки
В общей сложности — 1,5 млн тенге.
Конечно, такое заочное решение суда таксиста не устроило. В ноябре 2018 по его требованию дело пересмотрели. Но… удалось добиться лишь снижения суммы долга перед арендатором. Например, размер неустойки — до 5 тыс. тенге, а долг по аренде машины — до 62 тысяч. Однако расходы на ремонт разбитой машины в размере 1,1 млн тоже решено взыскивать с Игенбердыева. Несмотря на то, что виновником ДТП он не был.
Почему?
Потому что, подписывая договор аренды, он согласился с таким любопытным пунктом:
«Независимо от наличия вины, нести полную материальную ответственность за сохранность автомобиля, в том числе в случае его порчи, гибели, угона, хищения, разукомплектования… За собственный счет устранять последствия ДТП, а также повреждения, ухудшающие внешний вид автомобиля».
Именно на это стоит обратить внимание любому таксисту, работающему на арендованной машине. В условиях низкой культуры вождения в Казахстане и высокой аварийности риски оказаться без вины виноватым слишком велики. Но договор есть договор.
Судья Бегайдар в своем решении лишь отметил, что Ахат Игенбердыев имеет право в порядке регресса взыскать сумму ремонта с Ибраева и Кошкарова, ставших виновниками ДТП. Водитель намерен обжаловать это решение.