В древнем своде законов «Жеті жарғы» одно из правил гласит: «Прежде чем уважаемые личности приподнимут избранного хана на белой кошме и пронесут сквозь большое скопление людей на высокий пригорок, его должны искупать в молоке белой кобылицы». Из этого обычая и появилась традиция купания, смысл которой — надежда на светлое будущее.
Молочные продукты занимают особое место в казахской национальной кухне. О скифах, далеких предках казахов, отец истории Геродот писал, что они пьют кобылье и верблюжье молоко.
Кумыс среди молочных напитков на особом счету. Жардем Кейкин, большой знаток казахской культуры, в книге «Қазақы атаулар мен байламдар» (Казахские названия и утверждения) написал о кумысе много интересного.
В разделе книги «Сүт тағамдары» (Молочные продукты) можно прочесть о разновидностях этого чудодейственного напитка:
Есть и другие названия кумыса в зависимости от количества дней его приготовления. Например, бесті қымыз, дөнен қымыз, сары қымыз, түнемел қымыз, тосап қымыз и другие.
В казахских сказках говорится, чтобы достичь своей цели, герою нужно искупаться в кумысе. В древнем своде законов «Жеті жарғы» (Семь сводов) одно из обязательных правил гласит:
«Прежде чем уважаемые личности приподнимут избранного хана на белой кошме и пронесут его сквозь большое скопление людей на высокий пригорок, его должны искупать в молоке белой кобылицы».
Автор книги «Этикет казахов» Шайзада Тохтабаева в разделе «Свадьба в доме жениха» пишет:
«Отметим интересный факт. Наряду со строгими предписаниями относительно «чистоты» невесты в ХІХ веке существовал обычай, когда ее купали в молоке белой кобылы, чтобы она стала чистой и непорочной».
В кумысе купали новорожденных детей и самих рожениц. В этом казахи видели особое священнодействие.
Считалось, что выкупанный в кумысе ребенок будет здоровым и счастливым, а его жизненный путь будет успешным
Люди верили, что он вырастит честным и справедливым, а молоко матери будет гораздо вкуснее и полезнее.
Обычно купание в кобыльем молоке проводят уважаемые многодетные женщины аула. Для празднования заранее готовят богатый дастархан. Родственники и соседи приходят с подарками.
В рассказе-воспоминаний «Екінші Би-аға» (Второй Би-ага) Габит Мусрепов описывает случай омовения кумысом новорожденного.
В 1936 году писатели едут в родные места батыра Амангельды Иманова, чтобы собрать материал для написания сценария к фильму о предводителе народного восстания. Руководство района размещает писателей в пустом родильном доме, однако поздно ночью привозят роженицу, и им приходится принимать роды.
«Во дворе Беимбет обратился к старикам:
– Кто из вас может позвать женщину-врача?
Cторож ответил:
– Можно бы на быке подъехать в аул, но я не знаю, где живет догдыр.
…Два писателя и хромой сторож беспомощно устроились на ступеньках крыльца, остро пахнущего лесом. Из комнаты доносились приглушенные стоны…
…Я ждал-ждал – и все же такой чудодейственной неожиданностью явилась головка ребенка. Он повертел ею, словно удивлялся, почему такой шум сопутствует его приходу.
…Беимбет тем временем наполнил кумысом деревянную чашу, а я осторожно опустил туда малыша. Так он принял первую ванну. Завернутый в простыню, он совершил в коридоре первую прогулку на руках у Беимбета.
…Беимбет принес малыша, который доставил нам столько непредвиденных хлопот, и малыш, словно только этого и ждал, перестал кричать и зачмокал губами.
Женщина дала ему грудь. Голова ее спокойно лежала на подушке.
…За окнами начинался неторопливый степной рассвет. Все шло как надо. Женщина притихла. Кажется, она задремала. Только сейчас я заметил, что она необычайно красива».