Дуализм позиции белорусского лидера во внешнеполитической сфере постоянно вызывает удивление.
На прошедшем накануне праздников совещании по вопросам участия Беларуси в интеграционных структурах и сотрудничества с европейскими организациями президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что Москва предложила Минску пересмотреть подходы к интеграции. По словам белорусского лидера, в Минске к этому уже готовы. Кроме этого, Лукашенко отметил, что Беларусь сохраняет «абсолютную приверженность идее союзного строительства с Россией».
Также президент Беларуси озвучил сделанное им ранее предложение Путину о переходе двусторонних торговых отношений на расчет в российской валюте.
«Сегодня почти 80% нашей торговли с Россией осуществляется в российских рублях. Я недавно президенту (России) предложил: прежде чем бросаться на что-то большое, давайте перейдем на 100% торговли в российских рублях», — отметил белорусский лидер.
По идее, сделанное белорусским лидером заявление является логическим продолжением проводимой Минском политики сближения с Москвой.
Так, 1 марта в ходе публичной встречи с представителями СМИ и общественностью президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что поддерживает инициативу введения единой валюты с Россией. При этом белорусский лидер подчеркнул, что это будет именно рубль, сославшись на свой разговор по этой теме с президентом России Владимиром Путиным.
Кроме этого белорусский лидер поддержал идею создания единого эмиссионного центра. Примечательно, что этот вопрос также ранее обсуждался между президентами Беларуси и России. В ходе разговора А. Лукашенко предложил организовать единый эмиссионный центр в Санкт-Петербурге, как оказалось – любимом городе белорусского лидера.
Эти заявления президента Беларуси были сделаны в ходе «большого разговора» первого марта. На встрече с Александром Лукашенко участвовали около двухсот журналистов, экспертов и чиновников. Таким образом, президент Беларуси попытался одним выстрелом «убить сразу двух зайцев».
Во-первых, граждане Беларуси получили ответ в отношении будущего страны и предстоящих в связи с этим процессов.
Во-вторых, в Москву был отправлен message, в котором довольно четко обозначена позиция Минска, а также направления действий двух стран по достижению единой цели.
Это подтвердил и сам белорусский лидер.
«Беларусь сохраняет абсолютную приверженность идее союзного строительства. Хочу, чтобы это прежде всего услышали наши сторонники и оппоненты в Российской Федерации», — заявил А. Лукашенко.
Надо отметить, что в последнее время процесс сближения двух стран стал актуализироваться как со стороны Минска, так и Москвы соответственно. Это подтверждают и участившиеся встречи между президентами двух стран.
Только в декабре 2018 года Владимир Путин и Александр Лукашенко провели три встречи. В наступившем году прошла только одна встреча на высшем уровне (13-15 февраля в Сочи). Однако динамика развития событий свидетельствует, что частота встреч белорусского и российского президентов будет только возрастать.
Выборы на Украине: победит ли Путин?
Помимо встреч на высшем уровне будет действовать создаваемая рабочая группа по интеграции, в состав которой войдут профильные чиновники двух стран. Известно, что рабочую группу с российской стороны возглавил министр экономического развития Максим Орешкин, с белорусской – министр экономики Дмитрий Крутой.
Между тем многие скептически относятся к заявлениям белорусского лидера. Особенно когда это касается тем интеграции с Россией. Вот и теперь, по прошествии всего нескольких дней Александр Лукашенко заявил, что его слова о возможности введения с Россией единой валюты были некорректно переданы в СМИ. Вследствие чего у общественности возникло ощущение, что Минск согласен не только на единую валюту, но и на дальнейшие шаги по интеграции.
«Чтобы соглашаться на что-то, надо чтобы тебе что-то предложили. Если тебе предложили единый рубль, тогда ты можешь или соглашаться, или отвергать это. Ни мне, ни Беларуси этого никто не предлагал. Просто отвечая на вопросы журналистов, я размышлял, что если такой вопрос встанет, белорусы абсолютно не против единого рубля», — заявил белорусский лидер.
Лукашенко обеспокоился «нездоровой» ситуацией в ОДКБ
Что же касается другого его заявления в отношении создания эмиссионного центра и определения его места работы, здесь многих ждало разочарование. Как отметил белорусский лидер: «…Вопрос, как будем регулировать процессы на валютно-финансовых рынках, что за эмиссионный центр. Где он будет располагаться, неважно».
Таким образом, Лукашенко в очередной раз продемонстрировал «гибкость внешней политики руководства республики», а также то, что все, кроме него самого неверно интерпретируют его (Лукашенко) высказывания.