Пока западные страны спорят и конфликтуют, Россия и Китай планомерно рушат демократические устои мирового порядка.
По мнению американских аналитиков из Foreign Policy Брюса Джонса и Торри Тош, бездействие Запада может поставить под вопрос само существование демократии уже в самом ближайшем будущем. Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте института Брукинг.
Суть геополитического соперничества в новой эре сводится к спорам вокруг роли и влияния демократии на мировой порядок. Динамика этой дискуссии значительно возросла после глобального финансового кризиса 2008 года. При этом последние годы отмечены региональными и глобальными «играми» России и Китая.
Обычно их внешняя политика воспринимается как закрепление сфер влияния. Однако истинные мотивы имеют более глубокие корни
Соревнование великих держав – борьба за демократический характер системы международных отношений в будущем. И Россия, и Китай, используя разные средства и прикладывая неодинаковые усилия, стремятся к решению трех задач.
Ответ западных стран, учитывая масштаб вызова, до настоящего времени остается незначительным.
2019 год завершает третью декаду периода, в котором мир был относительно защищен от прямого конфликта великих держав. Падение Берлинской стены и демократизация Центральной и Восточной Европы 30 лет назад не только означали крах Советского Союза, но и символизировали стремление миллионов людей к построению демократии.
Последующая четверть века была уникальным отрезком мировой истории. Впервые демократические режимы доминировали в глобальной политике, не имея достойных военных и идеологических конкурентов. А Соединенные Штаты и вовсе стали гегемоном нового однополярного мира.
Сейчас
принято думать, что период американской сверхсилы заключался исключительно в ведении войн на Ближнем Востоке
Тем не менее тренды этого периода были значительно шире и имели множество нюансов. В эту эру росла значимость многосторонних отношений и снижалось количество военных конфликтов (однако росла террористическая активность). Вырос глобальный ВВП, а доля мирового населения, живущего за чертой бедности, стабильно сокращалась. Кроме того, был осторожный оптимизм по поводу сотрудничества мировых держав. Он безвозвратно рухнул под натиском теракта 11 сентября и войны в Ираке.
С другой стороны, этот период посеял семена нынешних проблем. Технологические достижения и глобализация, порожденные снижением таможенных барьеров, ускорили рост объемов валового продукта. Одновременно с этим перераспределились и денежные потоки. Как следствие – стал снижаться уровень жизни среднего класса на Западе, в развитых странах возникла политическая напряженность.
Сейчас, на волне очередного финансового кризиса, две силы развернули свое наступление. Во-первых, сильные западные страны встретились с внутренними проблемами и неудачами либеральных правительств. Во-вторых, демократические государства уступают позиции на международной арене, сталкиваясь с более решительными авторитарными оппонентами.
Слияние этих двух феноменов ставит закономерный вопрос:
какую роль будут играть западные демократии в изменяющемся миропорядке? И что вообще будет с самой демократией?
Весь прошедший год 33 ученых из Брукингского института (США) изучали взаимодействие между внутренними и международными вызовами демократии в критически важных регионах мира. Основные выводы вызывают вопросы к политикам. При этом отмечая некоторые основания для оптимизма и мобилизации демократических сил.
В этот решающий геополитический момент демократические государства находятся под нарастающим давлением набора внутренних проблем – политических, экономических и культурных.
Ключевые регионы и страны мира столкнулись с рецессией демократического либерализма, вызванной кульминацией долгосрочных вызовов. Среди них неэффективное управление, экономическое неравенство и социокультурный переворот.
Наряду с этим развитые западные демократии продолжают отступать от канонов. Кризис либерализма проявляется в экономических неурядицах наряду с борьбой за идентичность. Вкупе это ведет к активизации популистских движений как правого, так и левого толка, зачастую подверженных авторитарным тенденциям.
В молодых незападных демократиях внутренние проблемы в основном проявляются в неспособности или нежелании государства бороться с коррупцией и преступностью. Разумеется, демократиям – и развитым, и зарождающимся – всегда приходилось сталкиваться с множеством внутренних проблем. Однако из-за мирового финансового кризиса сейчас эти трудности становятся острее.
Как результат – преобладающее среди экспертов и политиков мнение, что после десятилетий активного продвижения демократия исчерпала импульс. Фактически же не все тренды столь негативны. Например, консолидация демократий в Африке и Азии означает, что сегодня в демократических государствах живет больше людей, чем когда-либо в истории. Впрочем, стоит признать, что силы самых могущественных демократических стран сейчас иссушены.
На фоне экономической и политической напряженности антилиберальные и авторитарные лидеры легально пробиваются к власти и используют ее для подрыва устоев либеральной демократии изнутри.
Следовательно, серьезное идеологическое соперничество ныне происходит не только между государствами, но и внутри них. Авторитарные партии и политики успешно действуют в рамках демократических систем. Так,
правительства Польши и Венгрии, а также ведущий Турцию к авторитаризму Эрдоган являют собой примеры нелиберальных и неоавторитарных вызовов для Евросоюза и НАТО
Тревожно для Запада то, что нелиберальные акторы по всему миру время от времени оперируют идеей «международного националиста». Который презирает и внутриполитические, и внешнеполитические принципы либерализма. Это явление также создает возможности для внешнего авторитарного влияния: некоторые политические силы действуют за счет прямой поддержки путинской России. Коварство проблемы в том, что демократические принципы не позволяют поборникам либерализма эффективно отвечать на подобные вызовы.
Таким образом, соединение внутренней напряженности и внешних факторов ослабило влияние Запада. Фаза, когда США и аналогично мыслящие государства могли легко расширить демократическое сообщество, закончилась. Глобальный финансовый кризис и усиление Китая запустило глубокие процессы самоанализа на политическом Западе. Соединенные Штаты – главная сила, формирующая облик мира, находится в стратегическом беспорядке. И кажется, постепенно отрекается от своих давних обязательств по защите и поддержке демократических идеалов.
Евросоюз, еще одна опора либерального миропорядка, замкнулся на внутренних проблемах. А они появились на фоне интеграционных процессов, низких торговых барьеров и свободного перемещения граждан стран ЕС.
Тем временем авторитарные силы, кратковременно напуганные демократическими выступлениями в арабском мире и на Украине, окончательно уверовали, что могут подавить инакомыслие у себя дома и построить конкурентоспособные сети влияния за рубежом.
В результате соперничество охватило не только развивающиеся, но и развитые страны. Для этого соревнования используются политические, экономические и военные инструменты. Кроме того, постоянно увеличивается роль цифровой борьбы.
В развивающихся странах Латинской Америки, Африки и Азии инвестиции в инфраструктуру, энергетику и технологическую сферу поступали за счет механизмов Большой двадцатки. Теперь же инвестиции стали предметом борьбы между великими державами – борьбы, в которой Запад явно уступает.
На Ближнем Востоке произошло возвращение к практике «войн по доверенности», которая сотрясала страны Третьего мира во время Холодной войны. В Европе рост экономической вовлеченности Китая меняет политику на континенте – особенно в период односторонности Америки.
Россия также нашла слабые места Евросоюза, позволяющие расширять влияние Кремля
Изменилась стратегия Китая в Восточной Азии. Теперь Поднебесная уже не пытается ограничить американское господство — вместо этого она устанавливает собственную гегемонию. В этом регионе геополитика все больше определяется американо-китайским противостоянием. Соперничество станет серьезной проверкой на прочность как для молодых, так и для развитых демократий.
Изобретенные Россией и Китаем инструменты «цифрового авторитаризма» сталкивают Запад с новыми вызовами и обозначают новую сферу соперничества. Москва, например, продолжает использовать кибератаки и дезинформационные кампании в Европе и Соединенных Штатах.
Власти Китая в этом смысле сфокусированы на внутренних делах, выстраивая могущественную систему контроля над населением. При этом в будущем КНР может заняться экспортом авторитарной модели, базирующейся на современных технологиях цензуры и мониторинга. Развитие искусственного интеллекта только усугубит проблему.
Во времена, когда глобальная демократия находится под угрозой, большинство граждан демократических стран живут за пределами Запада. Соответственно,
защита демократического характера международной системы требует, помимо традиционного трансатлантического ядра, создания новых коалиций
Сохранение перспектив для выживания демократии в изменяющемся мире требует серьезных усилий сразу по четырем направлениям.
Вопрос демократии на Ближнем Востоке остается открытым из-за нестабильности и постоянных угроз. Тем не менее необходимо оказывать поддержку демократическим институтам в относительно спокойных странах. Однако наследие ближневосточных войн США и действий России может сделать это невозможным уже в самом ближайшем будущем.
Траектория развития демократии и состояние международного порядка – две неотъемлемо связанные между собой области, которые обычно обсуждаются отдельно друг от друга.
Если в ближайшем будущем лидирующие и зарождающиеся демократии смогут обновиться внутренне и создать эффективную коалицию, Китай и Россия будут отброшены
В качестве награды демократии получат новые возможности для сотрудничества и серьезный экономический рост.
В противном случае мы войдем в период, который будет характеризоваться «сужением» демократии и непредсказуемыми, более жестокими столкновениями между государственными моделями. Новая холодная война – не худший сценарий, однако это явно не то, к чему следует стремиться. Тем более, что у демократических государств еще остались внутренние силы для создания мирового порядка, который защитит свободу.