Казахстанский автобизнес обеспокоен ухудшением условий кредитования, изменением курса валют и снижением покупательской способности.
В опросе приняли участие руководители высшего звена компаний, на долю которых приходится более половины официальных продаж новых автомобилей. Их задачей было по шкале от 1 до 5 баллов оценить факторы, оказавшие наибольшее влияние на сложившуюся динамику рынка продаж новых автомобилей в 2018.
Главная проблема – ухудшение условий кредитования
Почти 3/4 респондентов оценили этот фактор на максимальные 5 баллов. Подробностей не сообщается, но исправить ситуацию может новая программа автокредитования, которую сейчас разрабатывает Нацбанк. Известно, что она будет работать по аналогии с ипотечной «7-20-25».
Изменение курсов валют назвали в качестве важного фактора продаж около 2/3 участников опроса (оценки 4 и 5 дали 64,3%). Изменение курсов валют в 2018 спровоцировало рост цен на новые автомобили в среднем на 11%. Некоторые же компании отметили, что в связи с проведением распродажи стоков цены на новые автомобили, наоборот, снизились.
Наименьшее влияние на динамику продаж, по мнению участников рынка, оказывают правила торговли в ЕАЭС и снижение расходов в компаниях. Такие факторы назвали важными менее 1/3 опрошенных.
В целом оценка итогов 2018 неоднозначна. 35,7% респондентов считают, что продажи были на уровне плановых показателей, заложенных компаниями-респондентами в начале года. Столько же — выше уровня. Остальные 28,6% респондентов считают, что продажи оказались ниже запланированного уровня.
«Напомним, по итогам 2018 года официальными дилерами было реализовано 60 928 новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд тенге — на 24% больше, чем в 2017 году. Впервые ежемесячная доля импорта спустилась ниже 50%.
Спрос на автомобили «Сделано в Казахстане» вырос с 17% в 2015 году до 49% в 2018
При сохранении текущих экономических показателей в 2019 ожидается рост производства на уровне 35-40 тыс. единиц. Средний уровень локализации по всем сегментам автопроизводства составит 40%.
В целом общий рынок, по прогнозам, составит до 73-78 тыс. единиц автомобилей (с учетом коммерческой грузовой техники и автобусов). При этом доля казахстанских авто в продаже будет на уровне не менее 50-55%.
Согласно результатам опроса, наибольшее влияние на динамику продаж оказало изменение покупательской активности и условия кредитования. Введенные сборы, повышение цен на новые автомобили и действие программы Trade-in (что означает в том числе доминирование вторичного рынка над рынком новых автомобилей) также внесли значительный вклад в текущую ситуацию.
При этом,
по прогнозам большинства респондентов, продажи новых авто на официальном рынке в 2019 прогнозируются выше уровня 2018
Такой ответ дали 78,6% респондентов. При этом ни один из участников опроса не сообщил, что ждет снижения продаж.