Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как абсурдная идея алматинского архитектора стала достоянием республики

8532
alma-ata.city

Некоторое время назад группа казахстанских архитекторов побывала с рабочим визитом в Венгрии. И как же им стало приятно, когда в одном из архитектурно-строительных вузов им продемонстрировали учебник по антисейсмике, автором которого значился наш земляк Толеубай Жунусов.

После поездки академик, архитектор Болат Куспангалиев рассказывал, что не только в Венгрии, но и в некоторых других учебных заведениях Европы, благополучно избежавшей сейсмических зон, лекции для студентов — будущих строителей читают по жунусовским трактатам. И при строительстве высоток используют наработки алматинского инженера.

А в Алматы, как известно, высотные здания строят по проектам дальнего зарубежья. Причем из тех регионов, где о трясках земли, подобных нашим, слыхом не слыхивали.

coinsly.narod.ru

Зенковское ноу-хау

Эх, если бы не слепое следование нашей ментальной пословице «Нет пророка в своем Отечестве!», каждый ныне живущий в Алматы был бы застрахован от беды, зовущейся «последствия разрушений после землетрясений». И вот ведь какова приверженность к мысли, что не здесь у нас, а там у них головы инженеров светлее.

В нашем городе однажды не заметили теории противостояния стихии, изобретенной военным инженером-строителем Андреем Зенковым. Никто не взял ее за основу сейсмологического учения. Но по сию пору ученые головы отмечают новизну его строительного приема, придумку. А правильнее сказать изобретение метода закладки фундамента и крепежа основной конструкции.

Именно зенковское ноу-хау, внедренное в практику, позволило всем его строениям выстоять в 9-бальном катаклизме,

в 1910 году разрушившим город Верный более чем наполовину. Так и жили наши предки в низкорослом городе, где самым высоким зданием был построенный Зенковым (и не рухнувший в 1910 г., как многие менее высокие строения) Свято-Вознесенский кафедральный собор. Его высота — 44 метра 20 сантиметров!

И вот через 65 лет молодой, но весьма амбициозный инженер Толеубай Жунусов, работавший в ту пору в институте «КазСтройПромНИИпроект» заявил, что

изобретенный им метод сейсмостойкости зданий позволяет строить в зоне 9-балльных землетрясений высотки в 30 этажей

А подвиг его к подобному заявлению следующий факт.

Визитная карточка Алматы

В начале 1970-х проспект Ленина преобразился в архитектурном плане. Делалось это к 100-летию вождя мирового пролетариата. Не хватало лишь доминанты в огромном ансамбле новейших зданий. По проекту этим

апофеозом торжества социализма должен был стать гостиничный комплекс

круглой формы, 64 метра в диаметре и ростом в 12 этажей. Госстрой СССР выдал на его строительство разрешение с пометкой: «В виде исключения». И уже было решились стоить, но…

Тут и объявился… творческий коллектив алматинских архитекторов со своим видением доминанты главного проспекта города. Ратушный, Ухоботов, Анчугов, Каштанов и другие придумали именно то, что сегодня зовется визитной карточкой Алматы – гостиницу «Казахстан».

Прежде чем обнародовать его, зодчие взяли слово с Жунусова и его компаньонов (Деев А. К., Матвиец Н. Л. и Татыгулов А. Ш.) — что их расчет на сейсмостойкость жизнеспособен. Те поклялись и пообещали: если что пойдет не так, положим головы на плахи.

Сказать, что членов правительства, рассматривающих новое предложение, охватило негодование, будет мало. Отругали молодых авантюристов и выставили. А вот потом…

buro247.kz

Личное участие Кунаева

Чтобы рассказать читателю о дальнейшей судьбе проекта и поведать малоизвестные подробности о возведении легендарного здания, автору пришлось перелопатить массу литературы, в том числе и встретиться с участниками той эпопеи.

Оказывается, только благодаря личному участию Димаша Ахмедовича Кунаева, тогда партийного главы КазССР, проект был рассмотрен скрупулезно и по-научному придирчиво, опробован на макетах и в лабораториях.

Шутка ли, построить 25-этажную гостиницу и потом с дрожью ожидать момента, когда сама природа произведет проверку

Нет! В то время такие авантюры не проходили. Никакой самодеятельности, только строгий научный расчет со всеми выкладками.

Строительство самого высокого здания в Казахстане (по проекту 102 м), причем в Алматы — самой его сейсмически активной точке, было начато в 1975 году. Завершение планировали не позднее 7 ноября 1977 года, к 60-й годовщине Великого Октября. Однако задержались на согласовании проектно-сметной документации в центральном надзирающем органе того времени, что находился в Москве.

Тем не менее «трагедии» не случилось и всесильный Кунаев сумел без шума и скандала перенести срок сдачи объекта на целый год, то есть к ноябрьским праздникам 1978 года.

За дело взялись рьяно. Высотка подрастала как на дрожжах. И вот когда в общем и целом здание обрело почти законченный и ныне знакомый каждому алматинцу абрис, кто-то в Москве засомневался: «А вдруг все-таки… Ох, и полетят наши головы!» Стали думать и периодически надоедать алматинским коллегам: «А вы уверены, что выдержит?».

Испытание на прочность

На место строительства зачастили проверяющие всех рангов. Их водили носом по чертежам, показывали уже построенное, в шутку предлагали попробовать на зуб качество бетона – а именно он, как монолитное железобетонное ядро со стержнем, составлял конструктивную основу сооружения, плюс поперечные железобетонные диафрагмы.

В конце концов Жунусову надоело отвечать одно и то же (дескать уверен на все сто), тогда он безапелляционно заявил инспекторам:

— Проведите реальную проверку. Предлагаю установить в строящемся здании машины для раскачки конструкций и довести колебательные движения до 9 баллов реального землетрясения. Я в этот момент буду стоять на самой высокой отметке, то есть на 25 этаже!

Жунусов Тулебай Жунусович. Источник — tvosibgtv.ru

Такая дерзость, с одной стороны, возмутила, а с другой — успокоила чиновников из центра.

Началась подготовка к испытанию, равного которому в Казахстане не было

Для доставки машин, что способны раскачать здания, заказали вертолеты. Подняли. Установили. Приготовились.

— Ну что, товарищи, — обратился к архитекторам и строителям твердо веривший в расчеты и свой профессионализм Жунусов, — мы с Анатолием Парамзиным начинаем восхождение!?

Кто-то бросился отговаривать смельчаков, кто-то замер в немом молчании…

— Я слов на ветер не бросаю – обещал стоять на верхотуре – буду стоять! Анатолий, ты со мной?

Парамзин утвердительно кивнул головой. Шагистика по лестничным пролетам показалась им вечностью. Но еще дольше для них длилось время самого испытания, хотя по рассказам очевидцев вся процедура проверки заняла несколько минут.

Включились двигатели машин и тяжеленные маятники, раз от разу со все большей амплитудой стали раскачивать конструкцию гостиницы, накрепко с ними связанную. Сначала под ногами прошла дрожь, затем послышался металлический скрежет…

— Взлетаем!? – не то шутливо спросил, не то констатировал Жунусов.
— Не слететь бы, — мрачно отозвался Парамзин.
— Спокойно, коллега, спокойно, — как можно сдержаннее произнес Жунусов. – Ну, чего побледнел? Я отвечаю…

В этот момент вершина здания стала раскачиваться из стороны в сторону, да так, что устоять на ногах становилось все труднее. Позже приборы, регистрирующие экспериментальное испытание, покажут, что

амплитуда раскачивания составляла целый метр!

Конечно же, им было страшно. Но как говаривали в старину купцы «Честь дороже выгоды». Большинство зодчих — не только тех, кто стоял на 25 этаже, но и тех, что ожидали окончания испытания на земле — пребывали в шоковом состоянии. Если бы гостиница не выдержала раскачки, их карьера была бы завершена. Причем бесславно. Но здание устояло!

Гостиница все выдержала

К встрече нового 1979 года гостинца «Казахстан», на входе которой красовалась вывеска с непривычным для советских граждан словом «Нотеl», обрела вполне законченный интерьер и встретила первых гостей.

Руководство республики решило 31 декабря 1978 года собрать архитекторов и строителей с женами в ресторане на 25 этаже, торжественно поблагодарить за работу и обмыть, так сказать, триумф свершившегося.

В самый разгар вечера ресторан стал раскачиваться из стороны в сторону…

Паники не случилось, народ был навеселе, и многим показалось, что это их личная раскачка из-за перебора со спиртным. Но это было очередное испытание для «Казахстана», теперь уже не рукотворное, а природное.

Вспомните творение Андрея Зенкова, Свято-Вознесенский собор! Его ведь тоже потрясло сразу же после возведения — правда, с большей силой. Вот ведь какая аналогия…

В последующие годы в Алматы случились сотни небольших землетрясений. Постояльцы верхних этажей частенько пугались раскачивания. Но гостиница выдержала все. Как уже было подмечено, методику строительства в сейсмической зоне, изобретенную Толеубаем Жунусовым, признали на мировом уровне.


Подробный рассказ о строительстве гостиницы «Казахстан» смотрите в передаче «Диалоги»

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter