Уже который январь кыргызстанцы живут в неспокойном ожидании. Это и опасения, что очередных испытаний холодами не выдержит система отопления, и предвкушение нового этапа внутриполитической борьбы, и слухи о смене правительства. Сергей Масаулов, координатор платформы «Большая Евразия», проанализировал основные политические тренды Кыргызстана в 2019 году.
В начале года во многих странах ждут перемен и верят в положительные новации. В январе часто делаются серьезные политические заявления, имеющие последствия в течение года и более. В январе выступают с отчетами о достигнутых успехах и анализируют ошибки.
Но это там, где есть организованный по стандартам процесс принятия решений и понятно, по каким показателям отчитываться. Кыргызстан не во всем вписывается в указанные параметры.
Если выйти из бесконечного круга мифов и слухов, которыми полнится политическая жизнь страны, становится ясно — это жизнь в повторяющихся событиях, некий «бег по кругу».
Условно «антикитайские» митинги, особенно тот, что прошел 17 января, подпитаны слухами и попыткой разогреть толпу откровенно ложной информацией о якобы 60 тысячах браков кыргызских девушек с представителями восточного соседа.
Ложь никого не волнует, главное породить вспышку деструктивных эмоций,
на которых свои политические дивиденды снимают те, кому это выгодно. Впрочем, как всегда.
Практически ровно через год, 26 января, чуть не случилась авария на трубе, подающей городу тепло. Можно вздохнуть спокойно – на этот раз пронесло. Но остается вопрос: что нужно сделать, чтобы гарантированно заблокировать саму возможность подобного?
В парламенте и – шире – в политическом пространстве развернулся скандал с принятием новых кодексов, которые, как оказалось не удовлетворяют требованиям. Поминают уже 13 млн евро (правда, не из бюджета), затраченных на разработку и обсуждение документов.
Но остается нерешенным один и тот же вопрос: а как правильно учитывать предложения, вносимые в тексты документов депутатами, политиками, экспертами, общественниками и т. д.? Ведь по факту остались недовольны даже депутаты, формально голосовавшие за утвержденные тексты. Теперь придется до 1 марта в специальной комиссии согласовывать все поправки.
В то же время общество и оппозиционные политики высказывают общее мнение об отсутствии действенного механизма подготовки важных государственных документов и решений. В связи с этим распространились слухи о предстоящей смене правительства. В январе информационный шум только усилился.
Смена правительства – это традиционный для кыргызского политикума шаг в политическом противостоянии различных групп
Вопрос о критериях смены и целях этого действия остается в стороне. Также, как и вопрос о критериях назначения, когда правительство только формировалось.
Для руководства остается принципиальным вопрос определения приоритетов своей программы. Часто говорят развития, а нужно еще добавить – нормальной жизнедеятельности страны.
Практически ровно год назад приоритеты были заявлены, одним из основных было развитие регионов. В этом году приоритетом обозначена горнодобывающая отрасль, где нужно срочно навести порядок. На заседании Совета безопасности КР на тему «О мерах по обеспечению безопасности в сфере недропользования КР» президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков заявил, что коррумпированность в этой отрасли доказывают условия жизни бывших чиновников, курирующих эту сферу.
Представлена информация для размышления. За годы независимости выданы 2 571 лицензия. На заседании Совета безопасности было заявлено: в 2013 только 40 компаний прошли перерегистрацию, а в 2018 уже 342. За это время в восемь раз выросло количество перерегистраций.
Лицензии продавали как на рынке, учитывая интересы узкого круга людей, «заинтересованных» в отрасли
Один из бывших руководителей, например, выдал одну треть от всех лицензий; идет расследование о правильности выдачи лицензий 13 иностранным компаниям.
С 2009 по 2018 годы в отношении пяти председателей Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования возбуждены уголовные дела по обвинению в коррупции. Президент Кыргызстана считает, что нужно провести инвентаризацию всех выданных ранее лицензий на месторождения страны.
Чтобы избежать конфликтов на месторождениях и для улучшения инвестиционного климата, инвесторов обяжут составлять трехсторонние договоры с местными властями и населением.
Причем
причины конфликтов лежат именно в коррупционном характере выдачи лицензий,
и уже во вторую – в плохой информированности населения.
Как итог и одновременно отчет об экономических трудностях, экономисты отметили, что в 2018 году общий объем инвестиций, поступающих в Кыргызстан, сократился на 31,5%. По данным Национального статкомитета, в 2017 сумма внешних инвестиций достигала $503 млн, а в 2018 — только $345 млн. Причем $328 млн были вывезены из страны.
Главные проблемы Кыргызстана — неэффективная система управления; реформы без ясных целей, только под полученные гранты; уход чиновников от ответственности в рамках имеющихся полномочий и пр. — остаются пока далекими от решений. Работа с регионами как главный приоритет тоже тормозит, поскольку на первом месте всегда масса неотложных вопросов, «текучка».
Получается, январь проявил традиционные для страны тренды.
Во-первых, каждый год в январе (и 2019 не исключение) усиливается политическая борьба. Но в отличие от 2018, когда актуализировалось противостояние команд бывшего и нынешнего президента, теперь в борьбу добавились и новые игроки.
Если в отношении президента Жээнбекова год назад высказывали определенные надежды на перемены, теперь
он должен принять как реальность обвинения в неэффективности и личной ответственности за результаты
Во-вторых, в отношении горнодобывающей отрасли — и на ее примере в ситуации управления государством. Что это, попытка найти решение проблемы или просто реакция на ситуацию? Если это действительно попытка решения, то откроется перспектива относительно других приоритетных направлений. Тогда понятно, какую помощь запрашивать у партнеров страны.
Если же это просто реакция на текущую ситуацию, то страну ждет повторение пройденного: усиление политического противостояния, нарастание взаимных обвинений и предъявление компроматов в развернувшейся политической борьбе.
В-третьих, нарастают претензии к правительству. Смена его уже обсуждается не только «на кухнях», но и в экспертных кругах, а также среди политиков, претендующих занять должности. А где-то уже могут думать, как развернуть новые митинги. Впрочем, как всегда…