И вообще население следует больше мотивировать на участие в их работе.
Общественные советы уже вносят серьезную лепту в жизнь страны. Но в их работе остаются еще нерешенные вопросы и проблемы. Например, ряд таковых и предлагаемые пути их решения перечислил министр общественного развития Дархан Калетаев в своем выступлении на II-м Республиканском Мажилисе общественных советов.
В частности, министр отметил большой процент в общественных советов бывших госслужащих. Может быть, с одной стороны это и хорошо, поскольку эти люди, по мнению Калетаева, все опытные. Но с другой — нужно соблюдать пропорции.
— Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) усматривает в этом недостаточные возможности для вовлечения гражданского общества в систему принятия решений. Происходит подмена понятий
и вместо обратной связи советы становятся дополнительным раздражающим фактором,
— заявил Калетаев.
Общественные советы доказали свою эффективность — Комитет гражданского общества
В отдельных случаях, несмотря на законодательные ограничения, в разных советах могут участвовать одни и те же лица.
Между тем именно вовлеченность гражданского общества – это часть инклюзивного индикатора качества жизни по методике ОЭСР.
— Поэтому когда мы говорим о качестве человеческого капитала, мы должны говорить и о возможности граждан влиять на процесс принятия решений. Из этого возникает удовлетворенность жизнью, ощущение полноценности и гармоничности жизни, — сказал выступающий.
Далее он перешел на возрастной состав советов.
Основная проблема тут – серьезная нехватка молодежи
Старше 60 лет – более 30%, а молодежи всего 5%. Кроме того, существенен и гендерный перекос – три четверти советов составляют мужчины.
Нигматулин: казахстанская молодежь – важный фактор национальной конкурентоспособности
— Наблюдается дисбаланс в численности советов, в центральных госорганах она колеблется от 11 до 30 человек, а на областном уровне от 14 до 40. При этом численность формируется «вольным способом» по усмотрению государственных органов без привязки к пропорции численности населения, — сказал Калетаев.
В пример министр привел ЗКО и Актюбинскую область. Хотя по количеству населения они далеко не лидеры, зато самая большая численность советов.
— Другим важным замечанием является необходимость стандартизации принятия решений общественных советов. Голос советов для госорганов носит рекомендательный характер, в этих условиях сложно отслеживать исполнение и эффективность работы. Поэтому
нужно развивать инструментарий влияния советов на принятие решений, —
считает министр.
Выступающий коснулся темы участия советов в рассмотрении нормативно-правовых актов (НПА). В 2018 советы рассмотрели около 9 тыс НПА. Однако комментарии составлены только по 10 процентам из них. Кроме того, установленных 10 дней для рассмотрения проектов явно недостаточно.
— В странах ОЭСР на это дается от 4 до 6 недель, — отметил Калетаев.
Особый вопрос — это информационное сопровождение деятельности советов. Министр сослался на результаты мониторинга, которые показали, что
в большинстве своем сайты советов пусты
— Конечно, фронтальное информирование о деятельности советов обеспечена. Однако оно носит поверхностный и констатирующий характер. Между тем мы видим общественные советы, как часть национальной экономики, настраиваемую и управляемую через поведение людей.
Другого способа нет, если мы задались целью развить человеческий капитал,
— заявил Калетаев.
— Мы ориентированы на конечную цель, чтобы общественные советы действительно реализовали свой замысел – стать двигателем институциональной реформы, направленной на прозрачность и транспарентность власти, укрепление обратной связи власти и населения.
Мы готовы и усовершенствовать законопроект об общественных советах,
— подчеркнул министр.
Далее он рассказал о предложениях, выработанных на основе различных замечаний и комментариев.
Первое: обеспечить репрезентативность общественных советов
В целях устойчивого развития ООН предусмотрен целевой показатель, чтобы в институтах власти социальные группы были представлены в пропорции, максимально приближенной к их доле в обществе. Для его обеспечения предлагается внедрить систему квотирования представительства в общественных советах.
Второе: пропорционально привязать количественные параметры советов к численности населения
Для этого предлагается использовать имеющийся опыт ЦИКа по определению количественных параметров маслихатов. Калетаев назвал его «справедливым подходом».
Третье: упорядочить схему определения численных составов советов центральных госорганов.
Здесь предлагается расчеты вести аналогично региональным. Но базовым показателем принять не численность населения, а объем бюджета, который администрируется тем или иным министерством.
Четвертое: включить элемент состязательности и конкуренции,
чтобы гражданскому обществу было интересно участвовать в деятельности советов.
Для реализации последнего предложили пять основных мотиваций.
Во-первых, дать советам возможность инициирования петиций при условии сбора необходимого числа подписей.
Запущен сбор подписей за присвоение имени Дениса Тена ледовой арене
— При наличии значения не менее 1 процента от населения инициатива должна быть рассмотрена соответствующим госорганом, по ней должно быть принято решение и официально доведено до общественности. Должно быть установлено, что общественные слушания проводятся на основе этих петиций, — прокомментировал Калетаев.
Во-вторых, рассматривать следует те проблемы, которые действительно волнуют население. Для этого задействовать результаты социологических исследований. Правда, министр не уточнил, уже существующих, или финансировать проведение новых.
В третьих, дать участвовать в принятии решений. Для чего предусмотреть возможность соглашений с акиматами. Повестку формировать на заседаниях общественных советов, плюс общественный мониторинг.
При этом общественные советы должны сами выбирать проекты НПА, которые должны рассмотреть
В четвертых, дать возможность не только «продвинуть» в повестку волнующий вопрос, но и предусмотреть специальное финансирование для экспертного сопровождения деятельности советов.
— При этом оно должно выделяться представителям гражданского общества, изъявившим желание выступить основным организатором заседания совета и инициировать свою тему, — отметил Калетаев.
И в пятых, выставлять персональный рейтинг членам совета
— За каждый инициируемый вопрос, проведенное заседание, петицию и так далее назначается балл. Для этого будут внесены изменения в законодательство. В то же время неявка на три заседания влечет автоматическое исключение из общественного совета и блокирование его членства в любых иных советах. Уполномоченным госорганом будет формироваться так называемый «черный список», — разъяснил докладчик.