Основной драйвер афганской экономики — наркотики. Как переориентировать население в мирное и легальное русло?
Парадоксы афганской экономики обсудили российские эксперты с журналистами из стран Центральной Азии. Пресс-конференция состоялась 5 февраля в рамках пресс-тура, организованного МИА «Россия сегодня».
Экономика воюющей страны неизбежно связана с производством наркотиков, уверен эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров. Он привел пример:
1 млн долларов «конвертируется» примерно в 1 млн 300 тыс. патронов
Этого боезапаса активным силам «Талибана» хватает всего на два дня боевых действий. Таким образом, афганским боевикам необходимы постоянные крупные денежные вливания. А их самый легкодоступный источник — продажа наркотиков.
Этим прибыльным рынком, по словам политолога, председателя Евразийского аналитического клуба Никиты Мендковича, сейчас стремится завладеть ИГ (запрещена во многих странах):
«В центральноазиатском регионе происходит наркокартелизация — сращивание наркомафии с террористическими группировками.
Долгое время ИГ подпитывался сирийской нефтью, а сейчас хочет поднакопить жирок с помощью продажи наркотиков
Террористы будут в латиноамериканских традициях запугивать и убивать местных чиновников и стремиться захватить власть. Сейчас мы можем эту опасную тенденцию подавить в зародыше».
При этом террористы невольно финансируют войну против самих себя, отметил Верхотуров. Он описал парадоксальную экономическую схему:
А правительство тратит эти деньги в том числе на борьбу с талибами. По подсчетам эксперта,
за 10 лет талибы передали в госказну более 1 млрд наркодолларов
Бороться с наркотрафиком из Афганистана нужно не полицейскими, а экономическими методами, подчеркнул Верхотуров:
«Перекрыть границу с Афганистаном и ловить контрабандистов — это доступная, но неэффективная мера, и проблему она не решит. Афганцам нужно дать легально заработать. Нужно создать такие условия, чтобы заниматься бизнесом в соседних странах для них было бы выгоднее, чем продавать наркотики».
Еще один драйвер афганской экономики, по словам эксперта, это строительство железных дорог. Как считает Верхотуров, инициативу Узбекистана с постройкой пути Хайратон — Мазари-Шариф нужно поддержать и покрыть железными дорогами весь север страны. Так
в Афганистане появятся новые рабочие места, а экономика сможет переориентироваться в мирное и легальное русло
Никита Мендкович развил предложение коллеги:
«Хорошо бы продлить эту железную дорогу до Герата, а дальше железнодорожным или автомобильным путем прокладывать грузовой канал до Кандагара и пакистанской границы.
Таким образом мы реализуем Шелковый путь — с этой идеей долго носились американцы, но так и не смогли ее реализовать. Сил России и Узбекистана достаточно, чтобы перестроить наше совместное будущее».