Как живется студентам из Казахстана в российской столице, как налажен их быт, насколько успешно они адаптируются в другой культурной среде? Почему их выбор пал именно на российское образование и в чем они видят его конкурентоспособность?
Участники пресс-тура «Казахстан орысша», недавно прошедшего в Москве, встретились с представителями молодежной организации «Жас тұлпар» и задали вопросы, сообщает ИАЦ МГУ. В беседе с председателем организации Мухтаром Баймагуловым мы узнали о деятельности «жастулпаровцев», их целях, задачах и реализуемых проектах.
— Сначала хотелось бы задать вопросы «технического характера»: сколько человек в вашей организации и какие цели вы ставите перед собой?
— Если ориентироваться на количество подписчиков нашей группы в соцсети «ВКонтакте», их число сегодня составляет чуть меньше 4 тысяч человек. С каждым новым мероприятием и реализованным проектом число растет. Цифры эти очень приблизительные, поскольку у нас ведь не партийная система, членские билеты мы не выписываем.
У нас добровольное объединение – кто-то придет на наше мероприятие один раз, кто-то систематически посещает, кто-то изъявляет желание проявить себя уже в качестве организатора и предложить идею своего проекта.
Наша цель – консолидация казахстанского студенчества в Москве
Для меня лично и для активистов нашей организации главное дать нашим студентам теплоту и поддержку, которой им не хватает, особенно в первое время. Все-таки они оказались далеко от дома и попали в несколько другую культурную среду.
Нам хотелось бы, чтобы они, живя в другой стране, не утратили нашу культуру, чувство казахстанского патриотизма. Ведь миграцию надо рассматривать с экономической точки зрения: Казахстан вкладывает в развитие каждого гражданина большие средства – это и бесплатное среднее образование, и бесплатная медицина (частично).
Экономически будет крайне невыгодно, если наши граждане, получающие образование за рубежом, будут оставаться там жить и работать, а со временем и поменяют гражданство.
Поэтому мы ставим перед собой задачу, чтобы казахстанские ребята, которые учатся в российской столице, независимо от их национальности, получили здесь необходимые знания, опыт и
вернулись домой не под давлением уговоров и обстоятельств, а из-за осознания своей ответственности перед страной
Еще для нас важно донести до них, что может быть не сразу и не так легко, как иной раз хотелось бы, но в Казахстане можно реализоваться. Конечно, чтобы молодые люди из семей со средними доходами могли построить в нашей стране успешную карьеру, нужно создавать условия.
В общем, наша задача – оказывать нашей молодежи содействие в обучении, помочь в обустройстве и быте, стимулировать к хорошей учебе. Например, при содействии казахстанского бизнесмена и филантропа Оралбека Ботбая мы учредили стипендию «Жас тұлпар».
В 2018 на основе конкурса эту стипендию получили шестеро казахстанских студентов: активистам, ребятам из малообеспеченных и многодетных семей.
Еще одно направление нашей деятельности – проведение культурных мероприятий. Для нас важно, чтобы вдали от Родины студенты не чувствовали себя одинокими и оторванными от родной культуры. Чтобы они имели возможность отмечать национальные праздники, сами выступить в качестве организаторов мероприятий — например, для местных казахов.
Также мы инициируем проект, направленный на оказание казахстанским студентам помощи в прохождении практики
Именно этот вопрос они чаще всего поднимают во время встреч и бесед. Самым простым и логичным решением, на наш взгляд, является заключение трехсторонних меморандумов о предоставлении студентам из Казахстана площадки для прохождения практики между нашей организацией, Посольством Республики Казахстан в Российской Федерации как официальным органом и непосредственно представительствами казахстанских компаний и банков.
Также мы выстраиваем дружеские отношения с этническими казахами России, предлагая им посетить историческую родину, принять участие в грантовых конкурсах для поступления в ведущие вузы Казахстана.
Начиная с 2018 года, Посольство Казахстана в РФ начало анкетировать выпускников российских вузов. Мы оказываем содействие в сборе данных, по какой специальности учились ребята, из какого региона Казахстана они приехали и в какой отрасли хотят работать.
Обрабатывая и анализируя эти данные, посольство направляет письма в регионы местным акимам, сообщая, какие специалисты и по каким профессиям выпустились в этом году и планируют трудоустроиться в их районе.
Это позволяет грамотно спланировать кадровую политику региона
Насколько мне известно, пока такого анкетирования среди казахстанцев-выпускников зарубежных вузов и анализа данных не проводилось.
— Нередко родители отказываются отправлять своих детей на учебу за рубеж из-за опасений, что там они могут столкнуться с проявлениями ксенофобии. Насколько комфортно ощущают себя казахстанские студенты в Москве в бытовом отношении?
— За других говорить не могу, поделюсь личным опытом. Да, случалось, что когда мы искали квартиру в аренду, хозяева отказывали, узнав, что мы из Средней Азии — это нередко ассоциируется в Москве с гастарбайтерами и нелегалами.
Примечательно, что такие стереотипы не присущи тем, кто сам жил когда-то в Казахстане, у кого есть родственники и знакомые из Казахстана, кто имеет представление о нашей стране.
Хотелось бы в этом случае дать совет ребятам одеваться на такие встречи солидно, сообщать, где они учатся – как правило, речь идет об МГУ, МГИМО, Высшей школе экономики, то есть ведущих вузах Москвы.
— Беседуя с казахстанскими журналистами и блогерами, участниками пресс-тура «Казахстан орысша», вы высказали мнение, что с российским образованием в Казахстане проще найти работу и построить карьеру, чем с западным. С чем, на ваш взгляд, это связано?
— Поясню, что я имел в виду. Тут многое зависит от того, какое именно образование и по какой специальности получил молодой человек.
Главное, чтобы специальность была актуальна и востребована в Казахстане
Есть ребята, которые закончили ведущие мировые вузы и получили специальности, на которые актуален спрос в западных странах. Однако, вернувшись в Казахстан, они не могут в полной мере реализовать свои компетенции и применить полученные знания.
Таких ситуаций намного меньше среди выпускников российских вузов. Конечно, сказывается общность наших образовательных систем в прошлом – это объясняет сходство в специальностях, учебных программах и образовательных стандартах.
Сейчас Казахстан перешел на Болонскую систему и все больше интегрируется в мировое образовательное пространство. Но этот процесс, вероятно, не одного десятилетия.