Сотрудничество между двумя республиками набирает обороты, и китайские проекты в этом помогают. В 2018 двусторонний товарооборот вырос практически в 2 раза, достигнув отметки в $481 млн — на $227,3 млн (или на 89,8%) больше показателя 2017. Если динамика сохранится, в регионе появится новый союз, отвечающий интересам Кыргызстана и Узбекистана.
Динамика поставок продукции между двумя странами, равно как и ее ассортимент, говорит о необходимости организации дополнительных логистических центров, призванных нарастить двустороннюю торговлю. Из Кыргызстана в Узбекистан поставляются стройматериалы, сельхоз- и молочная продукция и электроэнергия. Из Узбекистана – овощи, текстиль, изделия из пластмассы и автомобили.
Несмотря на то что удельный вес Кыргызстана во внешнеторговом обороте Узбекистана составил в 2018 лишь 1,4%, Ташкент намерен расширить объемы торговли. И для этого есть все предпосылки:
Пока открытым вопросом остаются несогласованные 230 км. Однако это не является преградой к сотрудничеству, учитывая, что активная работа в этом направлении ведется совместными усилиями.
Примечательно, что Кыргызстан и Узбекистан
в торгово-экономической сфере отдают предпочтение странам дальнего зарубежья, нежели СНГ
Напомним, что дипломатические отношения между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан были установлены в 1993 году. Спустя три года – в 1996 году — подписан Договор о вечной дружбе между двумя странами.
В настоящее время отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном регулируются 140 договорами
Наметившееся потепление в отношениях двух стран активизировало действия Бишкека и Ташкента на всех уровнях. Особое внимание заслуживает заседание Совета глав приграничных областей, прошедшее в декабре 2018. Делегации возглавили премьер-министры республик Мухаммедкалый Абылгазиев и Абдулла Арипов.
По итогам переговоров главы правительств подписали дорожную карту по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству и протокол из 25 пунктов.
В ближайшем будущем Ташкент и Бишкек планируют построить на приграничной территории ряд логистических центров, призванных упростить и расширить торговые операции между странами. Это должно привести к повышению товарооборота.
У Ташкента и Бишкека много совместных проектов, которые призваны поднять экономику двух стран. К двум действующим кыргызско-узбекским совместным предприятиям по производству стиральных машин и пластиковых окон добавились более масштабные проекты.
В октябре 2017 страны завершили проект, открыв новый маршрут доставки грузов в Китай. Речь идет о транспортном коридоре «Ташкент – Ош – Кашгар» (протяженность маршрута – 900 км).
Все страны-участницы проекта получили выгоду. Во-первых, появился один из самых коротких путей, соединивший три страны. Во-вторых, все в дальнейшем будут получать экономические дивиденды. В-третьих, реализация проекта будет способствовать укреплению и расширению отношений между странами-участницами.
Новый маршрут может дать Кыргызстану некую альтернативу ЕАЭС, учитывая эпизодически возникающие трения с Астаной,
и, как следствие, проблемы прохождения кыргызских грузов через казахстанскую границу.
Узбекистан расширяет географию поставок своих товаров, а Китай – очередной маршрут, способный диверсифицировать поставки продукции на внешние рынки.
В настоящее время на очереди очередной совместный проект – строительство железной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». О его важности заявил президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, выступая на заседании республиканского парламента в июне 2018.
«Нам необходимо выйти из инфраструктурного тупика и стать транзитной страной,
берущей начало с Китая и достигающей морских портов Евразии. Поэтому мы будем активно участвовать в международных проектах в рамках «Великого шелкового пути», — заявил кыргызский лидер.
Напомним, что этот проект был включен еще Алмазбеком Атамбаевым в Указ «О Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 гг.». Однако ранее, в 2002 году, с инициативой о проекте этой железной дороги выступал Пекин.
Примечательно, что строительство железной магистрали выгодно и ЕАЭС, так как сопряжение китайских транспортных проектов с протекающими процессами евразийской интеграции придаст дополнительный импульс развитию межгосударственного объединения.
Несмотря на имеющиеся разногласия (вопросы финансирования проекта, принятие решения в отношении ширины колеи и др.), процесс запущен. И вполне вероятно, что Китай найдет средства для его реализации. 27-летнее существование проекта на бумаге может внести свои коррективы, в том числе и в настроение Пекина, от воли которого зависит реализация.
Узбекистан и Кыргызстан методично продолжают наращивать двустороннее сотрудничество в соответствии со своими национальными интересами и трезвым расчетом на перспективу.