У казахов были весьма своеобразные традиции, некоторые из которых можно назвать игровыми традициями, или играми-традициями. Множество сведений о них осталось в казахских народных сказках, былинах и эпосах.
В эпосе «Кобыланды батыр» упоминается несколько игр-традиций. Одна из них называется Аударыспақ (сваливание). По правилу игры два всадника врукопашную мерились силами до тех пор, пока один не свалит другого с коня. Иногда аударыспақ происходил между парнем и девушкой, что и описано в эпосе:
Қарлығамен қосылып,
Жібектейін есіліп,
Қарлығамен екеуі
Аударыспақ ойнайды.
…
Красавица Карлыга,
Она словно шелк была.
Аударыспак — это игра,
Для влюбленных забава она.
(Смысловой перевод автора – прим. ред.)
Понятно, что аударыспақ между юной красавицей и молодым джигитом не совсем спортивное состязание. Такие игры помогали молодым выразить свои чувства по отношению друг к другу.
Закаленные кочевой жизнью степные амазонки могли свалить джигитов с коня, что для парней считалось большим позором. Но зачастую девушки могли дать отпор, давая знать молодому человеку, что он ей не нравится, и не доводя до аударыспақ. Джигиту ничего не оставалось, как смириться.
Одна из самых распространенных игр-традиций называется Тобық жасыру (спрятать щиколотку), по названию треугольной маленькой бараньей косточки. Иногда игра называется просто тобық или есімде (помню).
Казахи издревле занимаются животноводством, и конечно, это отразилось в их народном творчестве. Например, есть такие пословицы:
Тоқсан ауыз сөздің тобықтай түйіні бар (У долгого разговора есть заключение со щиколотку).
Тобықтай шындық таудай жалғанды төңкереді (Правда со щиколотку опрокидывает большую как гора ложь).
Эти и другие пословицы свидетельствуют, что Тобық жасыру — очень древняя традиция.
Тобық жасыру — забава для молодежи и взрослых
Қ. Тоғұзақов в одном из своих поэтических произведений пишет:
Әлі есімде тобық ойнап ұтылдым,
Осы да бір ойыны ғой жұртымның.
…
Был молод, проигрывать не привык,
Но вот досада, я проиграл в тобык.
(Смысловой перевод автора – прим. ред.)
Бывает так, что в гостях, во время трапезы, один протягивает другому баранью щиколотку. Такой жест для Тобық жасыру означает приглашение. Если второй соглашается (а от такого предложения отказываться обычно не полагается), игроки договариваются о времени. Тот, кто получил тобық, должен был всегда носить его при себе, и если партнер попросит его показать, сделать это надо в ту же минуту. Тот, кто вручил тобық, имел право попросить предъявить его в любое время, где бы ни находился второй участник.
Первый обычно начинал разговор издалека — «Помнится мне…», но мог спросить и напрямую. И если взявший на себя обязательство не сможет показать тобық, он будет считаться проигравшим и должен выполнить любое желание победителя.
Обычно тот, кто должен спросить о тобықе, долго ждет удобного случая, чтобы застать соперника врасплох. Он нарочно может не вспоминать об этом месяцы и даже годы.
Тот, у кого находится тобық должен быть очень осторожным и всегда носить косточку при себе — днем и ночью, на тоях, на охоте или в походах. Везде. Зачастую о Тобық жасыру договаривались юноши и девушки.
В 1969 году вышел в свет исторический роман Ильяса Есенберлина, сразу ставший литературной сенсацией. Он посвящен жизни и деятельности известного казахского хана Кенесары Касымулы.
Вот как там описана традиция Тобық жасыру.
«Месяц назад Наурызбай и Акбокен случайно встретились на праздничном тое в связи с рождением ребенка. На празднике они стали участниками айтыса — сидя против друг друга, состязались в стихах…
По завершении парень и девушка договорились о Тобық жасыру. В казахском понятии, когда это происходит между девушкой и джигитом, все не так просто. Это значит, что у молодых отношения гораздо глубже и серьезней, о чем знают только они…
Через некоторое время они встретились вновь. И тоже случайно.
…Наурызбай, у которого был озорной характер, не сдержавшись, стремительно подошел к Акбөкен.
– Здравствуй, красавица!
– Приветствую тебя, батыр!
Наурызбай улыбался заразительно.
– По-моему, я застал Акбөкен (в переводе — лань) врасплох, отдай мне мой тобык!
– Такие львы, как вы, всегда следуют за ланью в надежде, что она допустит ошибку. Но Акбөкен не из тех, кто может стать легкой добычей.
Девушка засмеялась, вынула изо рта маленький тобык и протянула ему.
– Вот он, ваш тобык…
– Я поражен, оказывается в очень укромном месте хранила…
– Так ведь дорогой человек дал…»
О Тобық жасыру договариваются и в наши дни. Известно, что для популяризации этой традиционной игры много сделал артист казахского кино и театра Асанали Ашимулы.