Оставаясь верным себе, в канун Нового года президент Бердымухамедов устроил представление на одном из телеканалов. Под аккомпанемент своего внука Керимгулы глава государства исполнил песню собственного сочинения. Тем временем граждане страны ищут выход из кризиса.
Бердымухамедов делал вид, что играет на рояле, в то время как Керимгулы своей игрой на клавитаре пытался воспроизвести стиль 1980-х. Те, кто слушал внимательно, в исполнении песни, возможно, уловили некий дипломатический подтекст. Свою часть Керимгулы спел на английском, а Бердымухамедов попробовал исполнить свою партию на ломанном немецком языке.
Является ли это очередным подтверждением слухов о любви Бердымухамедова к Германии или это как-то связано со слухами о никак не объясненных неоднократных полетах президентского самолета в эту страну в 2018 году?
Какими бы ни были интересы президента в Германии, он явно намерен скрывать их от посторонних глаз
Базирующееся в Вене издание «Хроника Туркменистана» сообщает, что отслеживать передвижения самолета Бердымухамедова станет сложнее, поскольку информация о его перелетах исчезла с сайта Flightradar24.
Единственное, что людям позволительно слышать, это громкие заявления правительства по поводу развития. Подводя итоги работы за последние 12 месяцев, Бердымухамедов заявил, что год был «хороший, успешный и финансово стабильный».
Возможно. Но Радио «Азатлык», туркменская служба Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», сообщило о нехватке автомобильного топлива в Лебапской области на востоке страны. Информация поступила вопреки заявлению правительства о том, что главный нефтеперерабатывающий завод в регионе превысил намеченный по плану годовой объем производства.
На другом конце страны, в городе Балканабат, по сообщениям, наблюдается хроническая нехватка наличных средств в банкоматах. Схожие сообщения ранее поступали из Лебапской и Марыйской областей.
Нехватка основных продуктов питания ощущается даже в Ашгабате, который, как правило, испытывает меньшие сложности, чем регионы. По сообщению Радио «Азатлык»,
полицейским приходится осуществлять надзор за процессом продаж на нескольких главных рынках
Полицейские, видимо, работают в группах: одна контролирует цены, по которым реализуются товары, а другая следит за тем, чтобы никто скрыто не снимал и не фотографировал очереди.
Подобные рассказы придают особенно горький привкус голосованию, состоявшемуся 21 декабря в так называемом парламенте, за принятие постановления об объявлении 2019 года годом «Туркменистана: Родины процветания».
Примечательно, что с первого же дня этого знаменательного года граждане страны будут обязаны платить за отопление и другие жилищно-коммунальные услуги.
С этой целью правительство устанавливает газовые счетчики. Однако и здесь могут наблюдаться некоторые задержки, поскольку, как сообщает «Хроника Туркменистана», в настоящее время не хватает и их. Но если они не будут установлены в новом году, жителям грозят штрафами. Как и другие товары, по-видимому, счетчики имеются в наличии, но на черном рынке и по завышенным ценам.
2018 год прошел под официальным девизом «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути». Как следует из названия, предполагалось провести целый ряд мероприятий, направленных на укрепление якобы имеющегося у страны статуса международного транспортного коридора – непростая задача для одной из самых закрытых стран мира. Тем не менее,
согласно официальной позиции государства, на этом поприще Туркменистан добился больших успехов
Проправительственное издание Orient ссылается на государственное статагентство, которое заявляет, что по сравнению с 2017 годом объем перевозок транзитных грузов через страну удвоился. Утверждение вызывает сомнения.
Этот успех частично объяснили перевозками грузов по железной дороге Казахстан-Туркменистан-Иран, открытой в конце 2014 года. Но несмотря на высокопарные высказывания правительства о маршруте, политики в Казахстане выражают недовольство.
Айкын Конуров, член нижней палаты парламента Казахстана, утверждает, что
указанный маршрут в качестве международного транспортного коридора не функционирует
Он также предупредил, что надежда этого проекта на успех весьма призрачна.
«По прогнозам правительства, к 2022 году объем перевозок грузов по этой дороге должен достичь 15 млн тонн в год. По нашим оценкам, за 10 месяцев 2018 года объем грузов, перевезенных по маршруту Казахстан-Туркменистан-Иран, составил чуть более миллиона тонн», – цитирует Конурова газета «Казахстанская правда».
А как насчет другого грандиозного проекта, вызывающего сомнения, – Международного морского порта Туркменбаши? На официальном сайте «Золотой век» была опубликована хвалебная заметка о круглосуточной работе порта, напоминающего улей.
Однако авторы заметки решили не приводить какие-либо конкретные цифры. Между тем информация на сайтах, отслеживающих морские перевозки, указывает на куда более медленный темп работы порта. По крайней мере, в новогодний период.
Если у туркменов и имеется мнение о сомнительном успехе таких дорогостоящих проектов, вряд ли они поделятся им в соцсетях. В том числе, потому что
из-за цензуры в интернете большинство этих сайтов недоступны
Между тем в рамках очередной затеи по импортозамещению местная компания-разработчик программного обеспечения в декабре запустила копию Facebook – туркменскую соцсеть Bizbarde.
Очевидно, что цель этого — не создание платформы для общественного диалога о чем-либо существенном. «Хроника Туркменистана» создала на сайте свою страницу, которая через сутки была заблокирована. Издание «Туркменпортал» отмечает, что в прошлом были запущены три подобных сайта, но ни один из них на данный момент не работает.
Всеобщий доступ населения к информации ограничен, но для некоторых общин, в том числе рожденных в Туркменистане этнических славян, ситуация обстоит еще хуже. Один источник сообщил Eurasianet.org, что
власти тщательно следят за их звонками домой даже во время праздников
Один из самых видных активистов этой общины Анатолий Петрович Фомин скончался 23 декабря в России, в Саратовской области. В своих интервью «Хронике Туркменистана» в 2009 году он рассказал, что ему фактически запретили возвращаться в страну.
Если для одних Россия является местом ссылки, для других она является пристанищем. Как сообщает Радио «Азатлык», длинные очереди туркменских граждан, которые выстаиваются у российского посольства с целью получить визу, стали привычной картиной.
Недаром же само туркменское государство пытается заручиться поддержкой России. Как сообщило Радио «Азатлык» 26 декабря, представители Центрального военного округа – подразделения, отвечающего за сотрудничество со странами Центральной Азии в сфере обороны – сообщили, что возобновляют совместные учения с военнослужащими Туркменистана и Узбекистана.
Подводя итоги года, генерал-полковник Евгений Устинов, и. о. командующего Центральным военным округом, заявил, что совместно с военнослужащими из стран Центральной Азии было проведено 51 учение. И это на треть выше показателя 2017 года.
Какие-либо детали о характере возобновленного сотрудничества отсутствуют, но сам по себе факт заслуживает внимания.