Спустя неделю после начала нового года по-прежнему остается неясным, куда и как поведет центральный банк Казахстана финансовую систему страны и ее экономику в целом. Ведь горизонт планирования регулятора остается весьма ограниченным.
Такой вывод напрашивается при ознакомлении с текстом опубликованных в канун новогодних праздников «Основных направлений денежно-кредитной политики Национального банка на 2019 год».
Еще 10 лет назад центробанк страны располагал более солидным интеллектуальным потенциалом аналитиков, которые разрабатывали этот основополагающий документ на 3-летнюю перспективу. В последний раз с таким горизонтом видения «Основные направления» были презентованы во времена правления в Нацбанке Анвара Сайденова (2007-2009). Затем начался глобальный финансовый кризис, и в следующем документе прогнозный горизонт был сокращен до двух лет, охватывая 2008-2009 годы.
После вторичного назначения главой Нацбанка Григория Марченко этот горизонт и вовсе сократился до одного года, что выглядело странным на фоне разрабатываемых правительством трехлетних прогнозов социально-экономического развития страны и бюджетов. Исключение составило лишь время правления Нацбанком Кайратом Келимбетовым, когда летом 2015 года были приняты «Основные направления ДКП» на период аж до 2020 года!
С приходом Данияра Акишева в Нацбанк все вернулось к годичному горизонту для «Основных направлений ДКП», что, естественно, лишает государство, бизнес и население возможности планировать финансовые приоритеты на среднесрочный период. Не говоря уже о более длительных сроках.
Вот и на этот раз в центральном банке ограничились лаконичным (на 18 страницах) изложением своих ключевых установок по ДКП. При этом примерно половина текста отведена подведению итогов за 2018 год и двум приложениям!
Никаких более-менее точных ориентиров по ключевым параметрам ДКП документ не содержит и поэтому больше походит на меморандум о намерениях, малопригодный для составления бизнес-планов и семейных бюджетов на ближайшее будущее.
Исключение составляет разве что цель по инфляции. Здесь, как известно,
Нацбанк намерен и далее снижать ее целевые ориентиры с тем,
чтобы уже с 2020 года взять курс на закрепление этого показателя на уровне ниже 4%. В 2019 же году целевой коридор инфляции снижается на один процентный пункт — до 4-6%.
Не собираются в Нацбанке отказываться и от проведения ДКП в режиме инфляционного таргетирования, и от проведения своей политики в условиях плавающего обменного курса тенге.
Основополагающим же инструментом ДКП остается базовая ставка, основой для принятия решений по которой выступает прогноз инфляции и других макроэкономических переменных.
Если быть точнее, то из восьми решений, запланированных на 2019 год (на 14 января, 4 марта, 15 апреля, 3 июня, 15 июля, 9 сентября, 28 октября и 9 декабря), только четыре (в марте, июне, сентябре и декабре)
будут опираться на результаты прогнозных раундов в рамках системы анализа и прогнозирования
При этом для обеспечения понижательного тренда инфляции базовая ставка в реальном выражении (то есть за минусом прогнозируемого значения инфляции на 12-тимесячном горизонте) будет поддерживаться на уровне долгосрочных темпов роста экономики.
Нетрудно предположить, что такой подход при прочих равных условиях сулит вкладчикам лишь дальнейшее снижение ставок по их тенговым депозитам в банках примерно до 8% годовых, поскольку повышения темпов экономического роста страны с нынешнего уровня в 3,5-4% в год не предвидится.
Как методами ДКП способствовать диверсификации экономики для снижения ее зависимости от цен на нефть и другие сырьевые товары, в Нацбанке не говорят. Поскольку, по всей видимости, это аналитическое направление там просто не прорабатывается.
Зато в «Основных направлениях» с грустью констатируют, что
ДКП центрального банка проводится в условиях сырьевой зависимости экономики Казахстана и наличия Нацфонда,
финансирующего своими трансфертами значительную часть расходов республиканского бюджета.
При этом, при наличии огромной массы «лишних» денег, которые Нацбанк усердно выводит с рынка, стерилизуя ее выпуском своих долговых ценных бумаг (нот), правительство, фактически давно являющееся банкротом без нефтедолларов из Нацфонда, исправно накачивает экономику растущими пенсиями, пособиями, зарплатами и прочими бюджетными расходами соцнаправленности, что в свою очередь ведет и к поддержанию высокой ликвидности банковского сектора.
Такая несбалансированность ДКП с фискальной политикой государства усиливает инфляционные риски при одновременном неустойчивом характере платежного баланса.
Перспективы развития трансмиссионного механизма ДКП, посредством которых передаются сигналы влияния Нацбанка на внутренние экономические процессы, в том числе на инфляцию, и в 2019 остаются весьма ограниченными. Так, структурный профицит ликвидности, давно сложившийся на рынке, ограничивает достижение максимального эффекта переноса в процентном канале, через который уровень базовой ставки переносится на ставки денежного рынка.
Причина заключается том, что
используемые в настоящее время краткосрочные ноты Нацбанка не в полной мере связывают ликвидность,
так как их можно быстро конвертировать в деньги на рынке. Для улучшения ситуации регулятор планирует ввести ежедневные депозитные аукционы в части операций открытого рынка со сроком изъятия ликвидности 7 дней с прекращением эмиссии нот с таким же сроком обращения.
А краткосрочные ноты будут выпускаться с более длительными сроками обращения в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
В части операций постоянного доступа Нацбанк прекратит привлечение 7-дневных депозитов, сохранив однодневные. К каким конкретным результатам приведут эти новшества, в «Основных направлениях» не говорится.
Регулятор также намерен рассмотреть вопрос о создании в 2019 специальной площадки для проведения дополнительных операций постоянного доступа (депозиты, репо, своп) после закрытия биржевых денежного и валютного рынков на KASE.
На такой площадке операции будут проводиться лишь между банками второго уровня и регулятором. Кроме того, в январе на KASE запускается валютный своп (со сроком до одного года) с применением механизма центрального контрагента, в роли которого выступает теперь биржа.
Слабую роль канала банковского кредитования в «Основных направлениях ДКП» объясняют ограниченным влиянием Нацбанка на факторы, которые определяют спрос на кредиты экономике, — низкое качество заемщиков и недостаточная бизнес-проработка проектов, потенциальных к финансированию через кредитование.
Признается также и то, что
нахождение доходов населения в слабой зоне роста ограничивает его кредитоспособность
наряду с нехваткой залогового обеспечения. А для предприятий и инвестиций основным источником финансирования являются собственные средства.
На стороне предложения кредитование сдерживают:
Еще один фактор, искажающий функционирование кредитного канала, — предоставление госсредств реальному сектору экономики по нерыночным ставкам. Тем не менее,
по прогнозу регулятора, в начавшемся году рост кредитования может превысить 10%
В целях стабилизации финансового сектора в 2019 Нацбанк вводит новую надзорную практику – рискориентированный подход, реализуемый с учетом опыта стран Европейского союза, США, России и Беларуси. Здесь ставка будет делаться на так называемое мотивированное суждение, уже вызвавшее критику участников рынка, и механизмы принудительной реструктуризации обязательств банка.
Еще одно направление —
построение долгосрочного сегмента депозитного рынка через внедрение сберегательных вкладов
и усовершенствование механизма установления максимальных ставок по депозитам населения. Напомним, что Казахстанскому фонду гарантирования вкладов пришлось даже продлить до 1 апреля переходный период по переходу банков на новые условия регулирования срочного рынка депозитов, чтобы они могли завершить подготовительную работу.
Вопреки стабилизировавшейся к концу 2018 годовой инфляции, в «Основных направлениях ДКП» утверждается, что по каналу обменного курса (валютному каналу) наблюдается более значительный эффект переноса на цены. При этом природа этого эффекта несимметрична, поскольку
ослабление тенге к доллару оказывает большее воздействие на потребительские цены по сравнению с его укреплением
А реакция цен на девальвацию казахстанской валюты на продукты питания в среднем наполовину слабее по сравнению с непродовольственными товарами. При этом эффект переноса обменного курса на инфляцию постепенно снижается.
В канале инфляционных ожиданий для Нацбанка ключевым направлением остается их привязка (якорение) к установленной цели по инфляции. Для получения более полной картины планируется проведение опросов участников финрынка для получения профессиональных оценок ожидаемой инфляции и усиление состава вопросов анкет, используемых в мониторинге предприятий реального сектора.
В заключение отметим для сравнения, что российский Центробанк (Банк России) разрабатывает и утверждает «Основные направления» своей ДКП на 3-летний период. В последнем таком документе на 2019-2021 годы ясно говорится:
«…Денежно-кредитная политика вносит вклад в решение общей задачи экономической политики – в ускорение роста инвестиций и повышение их доли в валовом внутреннем продукте (ВВП) до 25%».
В Казахстане же Нацбанк постоянно дистанциируется от этой темы вопреки известному поручению главы государства об ответственности финрегулятора за экономический рост вместе с правительством.
Добавим также, что в «Основных направлениях» ДКП российского Центробанка приводится гораздо больше сведений в части достижения ее операционных целей. К примеру, в борьбе со структурным профицитом ликвидности, объем которого по базовому сценарию прогноза составит к концу 2021 года 3,8 трлн рублей.
Говорится там и о росте инфляции к концу 2019 года до 5,0-5,5%. Это и неудивительно – ведь объем текста «Основных направлений ДКП» (129 страниц)у россиян значительно превышает размер аналогичного документа Нацбанка Казахстана!