Эрдоган не просто авторитарный политик, способный терроризировать своих либералов, воевать с курдами в Сирии и обострять отношения с Трампом и всей Европой, как считают многие аналитики. Он расчетливый, прозорливый и дальновидный стратег.
За его ярким и брутальным поведением на международной арене скрывается спокойная и тихая атмосфера в турецких кабинетах. Где рождаются проекты по расширению влияния и завоеванию мусульманского мира.
Во многих странах — от Южной Америки до Африки — Турция строит мечети и финансирует религиозное образование. А первичными объектами мягкой силы Анкары являются государства, когда-то входившие в состав Османской империи.
Иран и Саудовская Аравия также финансируют и осуществляют аналогичные мероприятия.
Главная цель – продвижение своих направлений в исламе
Однако турецкая модель, как пытаются представить внешнему миру ее архитекторы, отличается большей толерантностью и представляет альтернативу саудовскому вахаббизму. Соответственно, модель Анкары в глазах своих создателей для всего региона может стать более подходящей религиозной системой.
Основанием для вахаббизма служит Ханбалитский мазхаб — один из четырех канонических вариантов ортодоксального суннизма.
А Ханафитский мазхаб суннизма исторически распространен среди турок и казахов
Направление имеет репутацию относительно либерального и терпимого, предоставляющего больше возможностей для интерпретации религиозных законов.
В Европе к мягкой силе Анкары отношение неоднозначное. И в первую очередь среди тех турок, которые давно растворились в местных культурах и обществах. Вплоть до занятия постов на госслужбе и в выборных органах.
Они считают, что режим Эрдогана поляризует турецкие диаспоры в Европе и мешает интеграции турецких мигрантов в принимающих странах. Примером может послужить агитация среди европейских турок поддержать Эрдогана.
На Ближнем Востоке исторически в турецкую мягкую силу, как феномен жизни, никто не верит
Особенно Башар Асад, президент бывшей провинции великой Османской империи, а ныне суверенной Сирии.
Тем не менее турецкая мягкая сила постепенно распространяется и работает. Предтечей тому стал сериал «Великолепный век», а сегодняшнее свидетельство – появление мечетей в разных странах. Это не просто мечети, а мегасооружения, призванные демонстрировать мощь и славу современной эрдогановской Турции.
В 2015 одна такая мечеть появилась в столице Албании Тиране. Весной 2016 президент Турции открыл центр «Диянет» в США (Мэриленд) — гигантский комплекс в составе мечети и культурного центра, претендующего на статус самого крупного исламского культурного центра в западном полушарии.
В сентябре 2018 Эрдоган открыл большую мечеть в Кельне, где проживает одна из крупнейших диаспор немецких турок. На подходе завершение строительства таких же центров на Кубе, в Румынии и Венесуэле.
За всеми этими проектами стоит фонд «Диянет» при Дирекции религиозных дел с аналогичным названием. Это учреждение появилось в 1924 году с целью развития и распространения светской формы ислама. Османская империя к этому времени распалась, появилось новое турецкое государство. Которому нужен был ислам, удобный для построения светского государства западного образца.
«Диянет» строит и содержит мечети, назначает имамов, содержит учреждения религиозного образования, занимается интерпретацией норм ислама и выпускает еженедельные фетвы, которые объявляются во всех мечетях Турции.
До 80-х годов 20 века «Диянет» не играла какой-либо роли во внешней политике Турции. После военного переворота в 1980 последовала иммиграция многих в страны, где они могли попасть под влияние исламистских и левацкий организаций Западной Европы.
Следом за ними в Европе появилась «Диянет» с целью продолжать распространять турецкую модель ислама
и предотвращать радикализацию бывших соотечественников.
При Эрдогане «Диянет» стала инструментом партии AKP. В 2010 полуавтономная организация перешла под абсолютный контроль правительства. Был назначен лояльный новому политическому курсу председатель, проведена законодательная реформа. Она расширила перечень целей и задач Дирекции, усилила ее бюрократические и адмфункции, полномочия, включая оперирование за пределами Турции.
Филиальная сеть «Диянет» охватывает Латинскую Америку, Африку, Европу и Азию
Филиалы предлагают стандартный пакет взаимодействия. В результате этого руководители организации намерены распространять свое влияние в принимающей стране при помощи хаджей, обучения проповедников, публикации литературы и газет, перевода Корана на местные языки. А также за счет предоставления стипендий на получение религиозного образования в Турции для молодежи.
Дирекция и фонд «Диянет» — не единственные инструменты распространения турецкого культурно-религиозного и гуманитарного влияния. С приходом к власти Эрдогана и его партии был создан еще один орган власти – Агентство по сотрудничеству и координации.
Его цель — восстановить наследие Османской империи за пределами Турции,
включая десятки исторических мест и памятников на Балканах. К примеру, исторический мавзолей Гуль-Баба в память о легендарном османском воителе и поэте на территории Венгрии, базар на территории города Киркук в Ираке и здание консульства в Эфиопии.
Страны Ближнего Востока и Африки, которые когда-то были частью Османской империи, стали объектами интереса различных гуманитарных турецких НПО. Такие группы распространяют продукты питания и медикаменты, помогают в развитии инфраструктуры — например, бурят гидрогеологические скважины, строят приюты, медпункты и школы.
Любопытно, что режим Эрдогана принял жесткие меры с целью разрушения старого либерально-демократического уклада жизни в Турции, но существенно упростил бюрократические процедуры для НПО, разрешив им принимать большие пожертвования и оперировать за пределами страны.
Практически все подобные организации опекаются влиятельными чиновниками из правительства Эрдогана
На руководящие должности в НПО подбираются люди, которые относятся к своей работе, как к идейной миссии в рамках реализации внешней политики Турции.
Их первичной целью является внушение целевым аудиториям стран, входивших в состав Османской империи, образа современной Турции как лидера исламской цивилизации. Именно Эрдоган создал вектор, возымевший комплексный позитивный эффект для всей турецкой внешней политики.
Эффективнее всего турецкая религиозная дипломатия сработала в Сомали. Напомним, в августе 2011 там свирепствовал голод, который западные СМИ проигнорировали. Эрдоган во главе делегации, состоящей из министров, лидеров НПО, предпринимателей, СМИ и даже звезд эстрады и кино, посетил один из лагерей на территории Могадишу, куда свезли голодающих детей со всей страны.
Турция приурочила свой визит к священному празднику Рамадан и обеспечила четкое и недвусмысленное доведение до всего мира своей гуманитарной позиции – Анкара никогда не бросит в беде своих мусульманских братьев и сестер.
С тех пор Турция инвестировала в Сомали уже более 1 млрд долларов
Аэропортом Могадишу управляет Turkish Airlines. Сегодня она является единственной международной компанией, совершающей полеты в Сомали и обратно.
Религиозные школы Эфиопии находятся под влиянием «Диянет» или существуют на ее деньги. В Сомали именем Эрдогана назван медицинский центр.
Последние исследования показали, что
сомалийцы больше доверяют мусульманским организациям из Турции, нежели из западных стран
Торговый оборот двух стран последовательно растет. А крупнейший турецкий военный объект за пределами Турции находится именно в Сомали.
Турецкая модель религиозного образования весьма популярна в Чаде, Эфиопии, Гане, Нигере и Нигерии. В этих странах оперируют другие, весьма влиятельные организации Турции – фонд «Худайи» и организация «Сулейманчилар».
Турецкие религиозные школы в этих странах названы именем Имама Хатипа. Там, само собой, преподаются религиозные дисциплины и некоторые фундаментальные светские науки.
В нашей части мира эти сети не так известны, но после теракта-911 они увеличили свою популярность, выступая альтернативой радикальным школам, последователи которых привели мусульманский мир к войне.
В современном мире уверенно формируется новая модель, концепция и заявка под названием «Турецкий ислам»
Власти Афганистана, Чада, Нигера, Пакистана и Сомали подходят к этому вопросу весьма серьезно. Для них школы Имама Хатипа не просто вопрос сотрудничества, но и выбор дальнейшего духовного пути.
В Стамбуле, Кайсери и Конье функционируют школы Хатипа. С 2014 по 2015 годы там были обучены более 1000 студентов из 76 стран.
Аналогичной деятельностью занимается еще одна турецкая организация — фонд «Маариф». Она продвигает «Турецкий ислам» за рубежом посредством строительства школ и студгородков, стипендий и обучения преподавателей.
Лучше всего турецкий ислам, как видно из вышеизложенного, приживается в Африке. Скорее всего, причина в том, что страны, когда-то бывшие частью Османской империи, сегодня стали менее восприимчивы к идеологическим заявкам Турции.
Многие арабские страны все еще воспринимают ее как империалистическую державу
Турки имеют претензии к арабам, воевавшим против османов на стороне Британской империи в Первую мировую. В этой ситуаций партия AKP и Эрдоган возлагают надежды на связи с «Братьями-мусульманами». Филиалов в Турции они не имеют, но идеологически близки к турецкой правящей партии.
Нечметдин Эрбакан, основатель движения, в результате которого появилась партия АКР, ее интеллектуальный вдохновитель, всегда имел обширные связи с «Братьями-мусульманами». В начале 21 века в этом направлении работали различные НПО, они развивали связи Эрбакана посредством различных региональных конференций и форумов, посвященных обсуждению «нового» ислама и будущего всех мусульман мира.
Знаменитый канал «Аль-Джазира» форсированно продвигает образ Турции как показательной современной мусульманской страны
Однако сегодня некоторые страны считают «Братьев-мусульман» неудавшимся проектом (мягко говоря) или же террористами в таких странах как Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ. А они для Турции ближнее зарубежье.
Более того, в Египте и ОАЭ на религиозную дипломатию Турции смотрят как на тот же османский империализм, только в мягкой форме.
Нельзя не учитывать и недовольство действиями Турции в Европе
«Диянет» платит тем имамам, которых организация сама же и обучает, а затем отправляет в европейские страны. Пятничные фетвы, с которыми служители обращаются к своим прихожанам, спускаются им из Турции, из офиса «Диянет». Это очень беспокоит европейцев, которые опасаются влияния «Диянета» и считают ее преградой на пути интеграции турок в европейский менталитет и уклад жизни.
В целом турецкая религиозная дипломатия порождает разные результаты – от тотальной верности сомалийцев до неоднозначной реакции на гуманитарные мероприятия Турции на Балканах. Где Анкара поддерживает мусульман, но где проживает очень много тех, кто пострадал от османцев.
Очевидно одно –
религия и турецкая модель будущего ислама будут играть более весомые роли во внешней политике Турции
При этом следует обратить внимание на некоторые нюансы распространения турецкого влияния.
Сомали, Нигер, Нигерия, Чад и Эфиопия богаты природными ресурсами. Там много дешевой рабочей силы, которая при надлежащем уходе и культивировании может в будущем составить некий лояльный протурецкий слой. Который может стать серьезным подспорьем в деле восстановления старой империи. Если это входит в планы Эрдогана.