18+
Нур-Султан
Сейчас
5
Завтра
-2
USD
389.98
0.00
EUR
434.01
0.00
RUB
6.1
0.00

Авиаторы обвиняют руководство КГА в лоббировании интересов иностранцев

2474

Поданы несколько заявлений в правоохранительные органы. Идет разбирательство.

В последние несколько лет КГА регулярно оказывается в эпицентре разборок. Большая часть претензий адресована заместителю председателя комитета Тоты Амировой.

С 23 августа 2018 года КГА не дает мотивированного отказа или согласия на регистрацию в Казахстане самолета Ил-18 для грузовых перевозок. Директор авиакомпании Jupiter Jet Эрикжан Козбагаров рассказывает:

– Я закончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации, пилот 1-го класса. Сам 20 лет отлетал за штурвалом и уже более 10 лет занимаюсь бизнесом грузовых авиаперевозок. Причем авиакомпания, которую я возглавляю, – единственная из грузовых, выживших в годы «черных списков» Евросоюза. Она работала и продолжает работать на территории Казахстана. Я пришел к Амировой выяснить, почему КГА затягивает сроки регистрации самолета, несмотря на соответствие всех документов? Она заявила, что

по негласному указанию Совета безопасности РК комитет не регистрирует старые судна

И вообще весьма грубо указала мне на дверь! Да, самолету 45 лет. Но завод им. Илюшина обозначил 60-летний срок эксплуатации этого типа самолетов. Если, конечно, его узлы и агрегаты не исчерпали свое ресурсное состояние. Наш борт не исчерпал, он в идеальном состоянии, на это есть заключение конструкторского бюро завода им. Илюшина. Самолет Ил-18 за годы своей эксплуатации доказал надежность и живучесть конструкции. Не было ни одной катастрофы по техническим причинам! Износа металлоконструкций тоже не зафиксировано.

Авиакомпания пыталась выяснить, что это за такое указание Совбеза не пускать в Казахстан старые самолеты.

Тоты Амирова

Тоты Амирова

Ни принять, ни ответить

— Но на наше письмо снова ответил КГА, — говорит Козбагаров. – В комитете странная политика.

Рынок грузовых перевозок фактически захватили иностранцы. Деньги уходят за границу, роялти не платят, казахстанские пилоты сидят без работы

А Амирова твердит, что у меня в этом вопросе только личный интерес. Конечно, личный – платить налоги, дать казахстанским специалистам работу и стараться развивать средний бизнес в нашей стране! По-моему, здесь со стороны должностного лица может иметь место нарушение закона. И очень жаль, что министерство не реагирует на такие эпизоды.

Авиакомпания Jupiter Jet отправила во все уполномоченные инстанции жалобы на действия КГА. Что же касается самолета Ил-18, с 19 октября 2018 года он уже мог перевозить грузы, а вместо этого простаивает в Бишкеке. Дюжина специалистов, получивших специальное образование, вынуждена сидеть в неоплачиваемом отпуске.

Ил-18, простаивающий в Бишкеке

Перед новогодними праздниками авиакомпании ответили, что вопрос с регистрацией судна решится… но уже когда-нибудь в 2019. Объяснили тем, что бюджет 2018 года на командировки чиновников исчерпан.

— Хотя правилами регистрации воздушных судов это не предусмотрено, но

руководство КГА решило провести «выездное обследование самолета» в 2019 году. То есть в нарушение всех сроков рассмотрения поданного заявления,

— рассказал директор Jupiter Jet. – Несколько раз я пытался попасть на прием к председателю КГА Талгату Ластаеву, но он меня не принял. Амирова так и сказала, что я могу идти жаловаться хоть в прокуратуру. То есть для нее нет закона и его исполнения. Ничего другого не остается.

Руководство КГА избирательно в том, кого в Казахстан пускать, а кого нет. Что в очень обозримой перспективе снова «упакует» страну в «черный» список Евросоюза.

В реестре воздушных судов нашей страны предостаточно старых самолетов с сомнительным состоянием, которые просто числятся здесь

по бумагам. На самом же деле ни одного дня по Казахстану они не летали. Но в случае инцидента или авиакатастрофы отвечать за это будет наша страна.

«ИнвестАвиа» и лояльность Тоты Амировой

Приведем лишь один пример появления на рынке Казахстана иностранной компании.

Летом 2014 года Тоты Серикказыевна подписала разрешение на полеты украинского «Боинга 767-300» от лица авиакомпании «ИнвестАвиа». Тогда она работала госинспектором КГА.

Разбирательство главной транспортной прокуратуры и специально созданной комиссии тогдашнего Министерства по инвестициям и развитию выявило ряд серьезных нарушений. Например,

отсутствовали подтверждающие документы по летной годности самолета. Также речь шла о плохом финансовом состоянии «ИнвестАвиа» и крупным долгам перед работниками и бюджетом.

За незаконную выдачу разрешения на полеты «Боинга» в действиях Тоты Амировой комиссия усмотрела признаки коррупционного правонарушения. Ее фактически уличили в оказании неправомерного предпочтения при подготовке и принятии решения. В декабре 2014 года компании «ИнвестАвиа» было запрещено летать.

А госпожа Амирова осталась на своем рабочем месте. Поскольку отрицала как личную заинтересованность, так и выявленные нарушения. И сделала ответный ход – обвинила свое руководство в некомпетентности.

«ИКАО (Международная организация гражданской авиации – ред.) для выхода из «черного списка» ставит требования, чтобы в КГА на ключевых должностях работали высококвалифицированные пилоты и инженеры.

Но в нашем комитете большинство сотрудников вообще не имеют производственного опыта

Например, управление по выдаче лицензий авиационному персоналу возглавляет молодой человек, который толком не летал как пилот. Еще один парень недавно перешел из Министерства здравоохранения, но никогда не работал авиационным врачом. Как он собирается учить и проверять медиков со стажем 20-30 лет в авиации? Как может заместитель председателя КГА Бекена Сейдахметова, возглавлявший птицефабрику, строить планы по развитию гражданской авиации Казахстана?» – поделилась она с журналистами.