Рост производства произошел практически во всех отраслях, а индекс промпроизводства по сравнению с 2017 составил 4,1%. Однако мог быть и больше. По итогам 10 месяцев он составил 4,7%, но авария на «АрселорМиттал Темиртау» и последовавшее за этим резкое снижение показателей черной металлургии затормозили общереспубликанский рост.
По данным Комитета по статистике, в январе-декабре 2018 по сравнению с 2017 индекс промышленного производства (ИПП) составил 104,1%. Темпы роста снизились: по итогам 2017 года — 7,1%. Однако годом ранее такому темпу немало способствовал эффект «низкой базы» — на фоне падения 2016 г. показатели смотрелись хорошо.
Казахстанская промышленность сильно зависит от добычи полезных ископаемых, поэтому в первую очередь
рост производства связан с успехами горнодобывающей отрасли и разработке карьеров
По официальным данным, ИПП тут составил 104,6%. В частности, на 4,8% выросла добыча нефти (более 90,3 млн тонн), на 5% — газа (около 55,6 млрд кубометров).
Увеличилась и добыча угля, однако насколько точно – не совсем понятно. В экспресс-информации Комитета по статистике указано, что добыча угля и лигнита по итогам 2018 выросла на 2,5%. Однако в бюллетене «Основные показатели работы промышленности Республики Казахстан» указаны другие цифры – рост на 5,4% с учетом угольного концентрата и 4,9% без него.
В первом случае объем добычи вырос с 107,9 до 113,7 тыс. тонн, во втором – с 112,3 до 117,8 тыс. тонн. Как бы то ни было,
отрасль на подъеме – в декабре впервые за 4 года месячный объем добычи превысил 11 млн тонн
Что касается руд, здесь также в целом отмечается рост. По данным бюллетеня:
Единственное исключение – марганцевые руды, добыча которых упала на 5% (меньше 1,4 млн тонн). Стоит отметить, что в 2018 году на 3,1% вырос объем оказанных технических услуг.
Обрабатывающая промышленность растет медленнее добывающей – по итогам 2018 года ИПП составил 104%. Увеличилось производство:
Наибольший рост показало автомобилестроение:
индекс промышленного производства автотранспорта, трейлеров и автоприцепов составил 140,4%
Этого удалось достичь благодаря увеличению объема выпуска легковых автомобилей (более 30 тыс. единиц против 16,8 тыс. в 2017. При этом впервые за 4 года месячный объем производства вышел на уровень 3 тыс. ед.) и прицепов (510 против 250).
Однако значительно упало производство грузовых автомобилей (1173 — в 2018, хотя годом ранее было 1635 ед.), а также транспорта, предназначенного для перевозки не менее 10 пассажиров (356 против 650 ед.).
Хуже всего дела в черной металлургии – падение годового уровня производства на 1,7%. При этом по итогам января-октября тут отмечался рост на 4,2%, а по итогам 11 месяцев – на 1,4%. Причина – ноябрьская авария на «АрселорМиттал Темиртау», после которой так и не произошел выход на рабочие параметры.
В итоге производство стали в Казахстане по сравнению с 2017 снизилось на 14,7% (до 3,97 млн тонн),
плоского проката – на 10,5% (до 2,55 млн тонн). Общую ситуацию несколько исправляет рост производства ферросплавов на 7,9% — до 2,09 млн тонн.
Среди других направлений промышленности стоит отметить рост ИПП на 2,4% в категории «Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование», а также снижение на 1% по категории «Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов».
Увеличение объемов производства по итогам года произошло в 14 из 17 регионов республики. Больше всего (на 10,6%) в Атырауской области, чему способствовал рост добычи нефти.
В Восточно-Казахстанской области возросла добыча медных руд и концентратов, увеличилось производство подсолнечного масла, аффинированного золота, рафинированной меди и легковых автомобилей. Благодаря этому общий рост ИПП составил 9,3%.
Также в тройке лидеров Костанайская область с 8,3%. Здесь увеличилась добыча железорудных окатышей и концентратов, возросло производство прутков и стержней из стали, золота в сплаве Доре и легковых автомобилей.
При этом промышленность падает в трех регионах: