За 2 года казахстанцы сдали на утилизацию более 80 тыс. старых авто, получив за это более 10 млрд тенге. Но меньше автохлама от этого на дорогах не стало. Количество зарегистрированных авто старше 10 лет с начала действия программы выросло почти на 300 тыс. единиц, а машин моложе 3 лет — сократилось почти на 100 тыс.
Такие данные приводит kursiv.kz со ссылкой на Алмаса Дуйсенбая, руководителя отдела реализации проекта вышедших из эксплуатации транспортных средств ТОО «Оператор РОП».
С начала действия программы за сданные авто казахстанцы получали деньги (до 150 тыс. тенге за легковой автомобиль), а с июня 2017 появилась альтернатива — сертификаты. Здесь размер вознаграждения больше – от 315 до 650 тыс. тенге. Но потратить их можно только на скидку при покупке нового авто казахстанской сборки, а сам сертификат должен быть использован в течение 12 месяцев.
Всего за 1,5 года их было выдано около 19 тыс. и около 18 тыс. уже использовано. Однако большинство все же предпочитают живые деньги и не рассматривают возможность покупки нового авто казахстанской сборки в ближайший год.
Всего по программе утилизации старых автомобилей гражданам выплатили более 10 млрд тенге
(по данным astana.tv). Более 55 тыс. выведенных из эксплуатации транспортных средств никогда не вернутся на дороги, их уже подвергли переработке. При этом активность отмечается не только в крупных городах (Алматы и Шымкенте), но и в регионах – в первую очередь в Павлодаре и Костанае.
По данным Комитета по статистике, на 1 ноября 2018 в Казахстане было зарегистрировано 4 млн 053,7 тыс. автомобилей – на 137,8 тыс. больше, чем в 2017. С ноября 2016, когда вступила в силу программа утилизации, количество транспорта в республике увеличилось на 199,2 тыс. единиц.
Количество машин увеличивается в 3,5 раза быстрее, чем утилизируется
И прирост происходит отнюдь не за счет свежих экземпляров.
По официальным данным, количество авто с марта 2016 (тогда их было 639,9 тыс. ед.) до июня 2018 уменьшилось и стабилизировалось на уровне 520 тыс. единиц. Доля новых машин в общем потоке за это время снизилась с 16,6 до 12,8%.
Автомобилей старше 10 лет, наоборот, становится больше. На 1 ноября 2018 их зарегистрировано 2 млн 572,6 тыс. единиц. Это на 13,1% (или почти 300 тыс. ед.) больше, чем на начало действия программы утилизации.
Сейчас 63,5% всех зарегистрированных в республике машин сошли с конвейера раньше ноября 2008 –
еще 2 года назад доля десятилеток и более старых авто составляла 59%
Конечно, автомобили стареют, и это влияет на общий возраст автопарка. В теории граждане должны продавать их (или сдавать по той же госпрограмме в утиль), покупая более новые модели. Вот только позволить себе это может далеко не каждый.
В январе-октябре 2018 в республике количество зарегистрированных автомобилей в возрасте до 3 лет составило около 66,1 тыс. единиц — это на 44% больше, чем в 2017. Вроде бы неплохо, но в общем объеме сделок их доля составляет всего 8,8%, при этом треть всех регистраций приходится на Астану и Алматы.
В Атырауской области, регионе с самыми высокими средними зарплатами, более 20% всех сделок совершается с авто младше 3 лет, тогда как в Жамбылской доля составляет всего 2,5%, в Алматинской – 3,3%, в Туркестанской – 4,2%.
С другой стороны,
количество сделок с авто старше 10 лет по итогам 10 месяцев выросло на 86,9% — до 503,7 тыс.
— подобный транспорт становится предметом двух из трех сделок. Наибольшее количество регистраций в Алматинской области (87,4 тыс.), здесь же крайне высока доля старых автомобилей в сделках купли-продажи (83,1%). В Жамбылской области процент еще выше – 84,7%. В Атырауской автомобили старше 10 лет участвуют лишь в 34% сделок.
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» приводит данные по итогам всего 2018 года:
«Динамика сделок на автомобильном рынке по-прежнему свидетельствует о тенденции планомерного старения отечественного парка. Так, доля транспортных средств старше 20 лет в перепродажах на вторичном рынке выросла с 36,2% (в 2017) до 39,7% в отчетный период.
А доля транспортных средств в возрасте от 1 до 3 лет сократилась с 8,3% до 4,5%», — говорится в информационном сообщении по итогам года.
Можно сделать вывод, что
программа утилизации старых авто хороша лишь как одна из составляющей комплексной программы обновления
автопарка республики. Сама по себе избавиться от хлама на дорогах она не поможет.
В этой ситуации важен общий подход: нужна не только поддержка отечественных производителей (которая выливается в льготные автокредиты для населения), но и покупателей — путем повышения благосостояние населения.
Если у казахстанцев будут деньги и уверенность в завтрашнем дне, они обновят автопарк и без программ утилизации.