Неоднозначная ситуация в здравоохранении Казахстана приводит к парадоксам. С одной стороны, в отрасли нехватка финансирования, а с другой…
— Вы сейчас не сможете взять на работу в частный медцентр квалифицированного главрача на зарплату в 5 тыс. долларов, он не согласится. В государственной больнице у себя он «вытащит» больше через закупку лекарств, — говорит Джамбулат Сарсенов, президент Национального федерации спортивной медицины.
Но обо всем по порядку.
Чтобы достичь мировых стандартов в здравоохранении, Казахстану необходимо его трансформировать. Об этом говорит Ельдар Абдразаков, председатель совета директоров группы компаний Centras. Он отмечает, что
организационные структуры в этой сфере остаются на уровне 1950-60 годов
Кроме того, за последние 20 лет система здравоохранения не генерирует и не привлекает таланты. В такой ситуации заинтересованность сторонних игроков инвестировать в эту сферу деньги остается низкой.
— Сегодня среди казахстанцев 5% остаются полихроническими больными, 20% — хронические больные и люди, находящиеся в группе риска. Остальные 75% населения более-менее здоровы.
Если мы будем заниматься только больными, к сожалению, останется очень мало ресурсов для здоровых
Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить подходы, — говорит Абдразаков.
По словам Алмаза Шарманова, профессора медицины, учитывая, что здравоохранение — одна из сложных отраслей, единой модели, по которой можно было бы его трансформировать в лучшую сторону, не существует. Но для начала нужно хотя бы изучить уроки прошлого и успешный опыт других стран в этом направлении.
— Если вспомнить советскую систему здравоохранения, она существовала полностью по бюджетной модели, предусматривающей гарантированный всеобщий доступ к медицинской помощи.
Но несмотря на множество успехов медицины тех лет, бюджетная модель в целом оказалась не успешной и в середине 80-х годов фактически обанкротилась.
Основной причиной послужило резкое падение цен на нефть в 1986 году — ниже 30 долларов за баррель,
Это было равносильно тому, как если бы сейчас нефть стоила 22 доллара. В этот период начали появляться более эффективные лекарства и внедряться современные технологии, такие как МРТ и УЗИ. Все это стоило очень серьезных денег, чего государство обеспечить не могло, хотя и всячески старалось, — вспоминает он.
Из положительных моментов советской модели здравоохранения Шарманов выделяет мощную систему первичной медико-санитарной помощи.
— Доврачебная помощь была очень сильно развита. Небольшими ресурсами удавалось добиться низкой материнской и младенческой смертности и увеличить среднюю продолжительность жизни, — замечает профессор.
Сегодня улучшение системы здравоохранения упирается в вопросы финансирования, Казахстану не хватает денег для успешного развития. Но, по словам Алмаза Шарманова,
речь идет не об увеличении финансирования, а в первую очередь о рациональном использовании ресурсов
— Насыщение системы финансами без каких-либо серьезных инфраструктурных изменений бессмысленно, нужно правильно расставлять приоритеты. Сегодня в нашей стране основные затраты на здравоохранение несет государство. На мой взгляд, нужно сделать так, чтобы пациенты сами принимали решение, куда потратить бюджетные деньги. В данном случае внимания заслуживает сингапурская модель. Там правительство 3% от ВВП направляет на медицинские счета жителей страны, а
люди уже сами принимают решение, в какую больницу пойти и какого врача выбрать
Во первых, такой подход стимулирует рыночный механизм, способствуя развитию игроков рынка. А во-вторых, люди стараются не болеть и больше заботятся о своем здоровье. К примеру, лишний раз не едят вредную еду и в качестве средства передвижения выбирают велосипеды. Подобная модель была также внедрена в Массачусетсе (США), нечто похожее действует и в Швейцарии, — замечает профессор.
Резюмируя свои слова, Шарманов отмечает, что
текущие мировые тренды развития здравоохранения в мире — это конвергенция технологий и индивидуальной ответственности
Нужно, чтобы у пациентов было больше возможностей принимать решения по управлению своим здоровьем. А мобильные технологии — это один из инструментов.
Джамбулат Сарсенов, президент Национального федерации спортивной медицины, считает, что нехватку финансов в здравоохранении можно нивелировать механизмами государственно-частного партнерства.
— У нас есть сейчас ГЧП-механизмы. Они абсолютно работающие и уже не раз продемонстрировали свою эффективность. Нужно создать площадку для тех людей, которые готовы выделять деньги, — считает он.
По мнению Сарсенова, сегодня казахстанскую медицину оттягивает назад коррупция.
— Вы сейчас не сможете взять на работу в частный медцентр квалифицированного главрача на зарплату в 5 тыс. долларов — он не согласится
В государственной больнице у себя он «вытащит» больше, через закупку лекарств, через откаты с зарплаты, через обновление медтехники. При этом у него и ответственности меньше, чем была бы в частной медицине, — рассказывает он.
В свою очередь, министр здравоохранения Елжан Биртанов отмечает, что эффективной борьба с коррупцией будет только тогда, когда будет выстроен правильный дизайн системы здравоохранения.
Пока что
коррупция заложена в системах организации медицинской помощи
По его словам, нынешняя модель здравоохранения в республике не отвечает требованиям сегодняшнего дня, требованиям населения, требованиям экономики и социальной сферы.
— Мы на протяжении многих лет постоянно говорим об одних и тех же проблемах, но фактически мало что делаем для реструктуризации системы здравоохранения.
Нужно переходить от советской системы здравоохранения к новой, пациенто-ориентированной
А для этого нужно полностью переписать всю нормативную базу — от кодекса до приказов — как на уровне министертва, так и на уровне местных властей, — заключает Биртанов.