Некоторые западные аналитики утверждают, что сейчас идет противостояние Мирзиёева и части госструктур. В том числе силовых.
Узбекские служба национальной безопасности и министерство финансов сопротивляются реформам Мирзиёева, считают западные эксперты. Обе организации достаточно могущественны и вполне могут свести на нет все начинания президента. Об этом пишет исследователь Мурат Лаумулин в работе «Политическое развитие и международное положение посткаримовского Узбекистана».
Почему Мирзиёев снял главу Службы национальной безопасности?
Солидная часть работы посвящена видению узбекских реалий именно западными аналитиками. Но насколько их видение соответствует действительности, особенно с учетом того, что в силовых структурах уже прошли чистки?
Вообще,
Мирзиёев привлек к себе внимание почти сразу, инициировав серьезные реформы во многих сферах
Кроме того, Узбекистан и раньше недостатком внимания Запада не страдал. В первую очередь благодаря важному геостратегическому положению, численности населения, экономическому и торговому потенциалу.
— После более чем 25 лет независимого развития постсоветская эволюция страны остается сложной. На это указывают многочисленные источники и статистические данные, ставшие доступными с начала 2000-х. Уход Каримова, находившегося у власти четверть столетия, открыл новые возможности для дальнейшего развития страны, — пишет Лаумулин.
Отдельная глава посвящена политическим реформам нового лидера.
С самого прихода к власти
Мирзиёев желает радикально изменить механизм принятия политических решений
да и сам политический процесс в республике. Эксперты считают, что из-за молодости населения. Свыше половины здесь не старше 30 лет.
Новый лидер наметил пять приоритетов, легших в основу его программы на 2017-2021 гг. Кроме того, концепцию реформирования юридической, правовой и административной систем, либерализацию экономики и развитие социальной сферы.
Для их реализации он привлек огромную команду: от ученых до практиков-администраторов (свыше 500 специалистов)
— На начальном этапе Мирзиёев даже предложил прямые выборы глав областей и городов. Чтобы оживить политическую жизнь и парламентаризм, он попытался возродить существовавшую до середины 1990-х гг. практику взаимодействия пяти легальных узбекских политических партий с зарубежными контрпартнерами, — пишет Лаумулин.
Узбекистан: Иноятов вернулся в политику, экономика после кризиса идет в рост
«Первые контуры» реформ проявились уже на президентских выборах в декабре 2016 года, на которые пригласили и наблюдателей ОБСЕ. Выборы «носили внешне состязательный характер», поскольку участвовали в них представители 4 зарегистрированных партий.
Кроме того, новый подход признает мирные демонстрации одной из форм (наряду с социальными сетями в интернете) коммуникации между правительством и гражданами.
Одна из главных целей — недопущение радикализации молодежи
Вообще концептуальная основа реформ исходит из утверждения, что «молодежь – ключ к будущему Узбекистана». Поэтому в отношениях с молодым поколением «правительство комбинирует либеральные идеи с национальными». Также власть обращает внимание на маргинализированные слои населения, и прежде всего инвалидов.
Узбекские хроники: Каримова хочет купить свободу, а Мирзиёев не торопится никого увольнять
— Как считают исследователи, успех или провал реформ Мирзиёева будет зависеть от того, найдут ли общий язык такие социальные институты, как махалля и гражданские организации, — добавил Лаумулин.
Реформаторские действия нового лидера пользуются полной поддержкой ключевых политических фигур, считают западные эксперты. Однако Мирзиёев столкнулся с серьезными проблемами, которые якобы заложены в политической культуре и ментальности простых узбеков. Это политическая пассивность и социальная инерция населения.
— Кроме того,
эксперты указывают на две влиятельные организации, оказывающие сопротивление проводимым реформам
и способные свести на нет их эффективность. Это служба национальной безопасности и министерство финансов, — утверждает автор исследования.
В Узбекистане «большая чистка», дойдет ли до Иноятова?
Кроме того, считают аналитики, во всем регионе есть некая специфика в социальной структуре, которая
далеко не всегда подвластна воле своих лидеров, несмотря на их реальное или кажущееся могущество и всевластие
Особо эксперты подчеркивают, что попытки реформировать правовую систему начались еще при Исламе Каримове.
Этот этап (2005-2016 гг.) начался сразу после андижанских событий. На тот период пришлось обострение противоречий между старшим и новым поколениями. Первое выросло еще при советской системе, а новое испытало влияние Запада.
— Приход к власти нового лидера придал новый импульс давно назревшим изменениям. Средний возраст населения республики 26 лет, и цель всех начатых реформ – удовлетворить потребности молодежи в политических и социальных изменениях. Однако
на пути к реформам стоит долгая традиция коррупции и всевластия криминальных сетей, сросшихся с местной бюрократией,
— добавляет Лаумулин.
Наиболее чувствительной в республике западные эксперты называют проблему ислама.
В свое время власти выбрали французскую «лаистическую» модель отношения государства к религии, причем, как утверждается в работе, во многом неосознанно. Модель эта основана на предпочтении традиционной, официальной с исторической точки зрения религии. В дальнейшем
курс был взят на светскость, но в рамках исламской исторической традиции
Мирзиёев постарался сохранить линию на сдерживание экстремизма. Это коснулось образования и поддержки традиционного ислама. В июле 2017 года обнародован декрет о создании Международного научно-исследовательского центра Имама Бухари. Далее начали создаваться новые исламские академии и центры.
Узбекистан ни при чем: откуда берутся узбеки-террористы
— Выступление Мирзиёева перед представителями исламского клира 1 сентября 2017 года авторы оценивают как историческое. Президент объявил об освобождении от 16 до 17 тыс. человек из списков религиозных радикалов. В заключении эксперты отмечают, что
несмотря на принятые экстренные меры, исламистская угроза Узбекистану с повестки дня не снята
Джихадистские группы выходцев из Узбекистана все еще активно действуют на территории Афганистана и Сирии. Поэтому, делается заключительный вывод в исследовании, окончательный выбор еще не сделан. От нового руководства будет зависеть, какую форму сосуществования с религией выберет узбекское государство, — пишет Лаумулин.
Политическими реформами Мирзиёев не ограничивается, экономическая сфера тоже в них нуждается. Доставшуюся ему в наследство экономическую систему эксперты называют симбиозом «советской модели управления народным хозяйством (во многом командной) с робкими попытками ввести постепенные рыночные отношения». Предыдущие попытки диверсифицировать экономику окончились неудачей.
Показателем можно считать хлынувший на заработки в другие страны многомиллионный поток гастарбайтеров
— В 2010-е годы положение в экономике страны начало приближаться к состоянию, близкому к катастрофическому. Поэтому принятая в феврале 2017 года «Стратегия национального развития» была призвана скорректировать, а в экономической области радикально поменять прежнюю политику, — пишет исследователь.
https://365info.kz/2018/11/chuda-ne-proizoshlo-armiya-uzbekskih-gastarbajterov-rastet-problemy-mnozhatsya/
Причем как во внешнеэкономической, так и во внутренней политике. Самым важным шагом тут считается принятая в сентябре 2017 г. унификация обменного курса сума.
Кроме того, Ташкент задался целью сделать страну крупным логистическим центром между Европой и Азией. А международные финансовые институты и ВТО стали получать сигналы, что Узбекистан открыт для внешних инвестиций.
Западные эксперты считают, что результаты такой политики могут стать впечатляющими
Немаловажным фактором считается, что Мирзиёев был премьер-министром с 2003 года и не понаслышке знаком с проблемами экономики. Поэтому его первые шаги направлены как раз на исправление ситуации в этой области. Главным образом на либерализацию экономики.
— Главными бенефициариями должны будут стать предприятия малого и среднего бизнеса. Всемирный Банк со своей стороны сделал все, чтобы направить стратегию реформ в аграрную сферу, — утверждает Лаумулин.
В целом эксперты оценивают ситуацию в Узбекистане, сложившуюся в первые месяцы 2018 года, как позитивную. Но
успех или крушение экономических реформ будет зависеть от всего комплекса начинаний,
прежде всего в законодательной и юридической областях.
Итоги начатых реформ серьезно повлияют не только на саму республику, но и на весь регион.
— Таким образом, на первый план среди западных исследователей выходит Узбекистан, в котором разворачиваются давно назревшие реформы. Но их судьба пока непредсказуема, что подтверждается опытом 25-летнего периода правления Каримова. Тем не менее,
Запад уже озвучил (в том числе через указанных политологов) свои прямые и косвенные интересы,
связанные с дальнейшим развитием Узбекистана, его отношениям с РФ, КНР и прямыми соседями по Центральной Азии, — считает Лаумулин.
Продолжение следует