В настоящее время вопрос о традиционной религиозности в Казахстане имеет особенно важное значение. Именно он находится в центре дискуссий о роли религии в жизни общества. Причем касается это не только традиционного для Казахстана ислама, но и православного христианства. С момента распада СССР они сталкиваются с серьезными вызовами и значительной конкуренцией со стороны новых для страны религиозных тенденций.
Ситуация осложнялась тем, что в годы СССР уровень религиозности был очень низким вследствие господствующей в СССР идеологии, основанной на научном атеизме.
Соответственно, количество религиозных деятелей — как улемов в исламе, так и духовенства в православии — было очень немногочисленным.
В результате, когда после СССР и падения коммунистической идеологии началось активное возрождение интереса к религии,
традиционные для нашей территории религиозные организации в целом оказались к этому не готовы
Начало активного взаимодействия с внешним миром привело к появлению здесь новых религиозных идей и направлений. Так, к примеру, в Казахстане
появилось много новых христианских общин, в основном протестантских,
которые активно занимались прозелетизмом на территории, где раньше преобладала православная церковь.
Кроме того, среди мусульман появилось много тех, кто после пребывания за границей — на арабском Востоке, в Пакистане и Турции — восприняли идеи различных направлений в исламе, которые часто отличались от традиционного для нашей страны ханафитского мазхаба.
Вернее, даже не от самого этого мазхаба, представлявшего одну из четырех школ правоведения в классическом суннитском исламе. Скорее
отличия были связаны с теми практиками в религии, которые накопились в местном исламе за сотни лет его существования
Среди таких практик, например, мавзолеи уважаемых религиозных деятелей прошлого, вроде мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, который является важной составной частью традиционного ислама в Казахстане и соседних районах Средней Азии.
Подобные мавзолеи составляют важную основу религиозной среды в регионе в рамках концепции аулие (захоронений местных святых) и широко распространены по всему Казахстану.
В то же время для широко распространенных в современном исламском мире религиозных взглядов часто характерно неприятие такой практики. Это связано с ее определением в качестве арабского термина ширк — возможного риска впасть в многобожие.
Такие взгляды особенно часто связаны с направлением в исламе ханбалитского мазхаба. Оно получило название «ваххабизм» по имени ибн абд аль-Ваххаба — в начале XIX века он действовал в Аравии вместе с основателем нынешней правящей семьи Саудовской Аравии. Сегодня сторонников подобных взглядов чаще называют салафитами.
В самом общем смысле они стремятся вернуться к первоначальной мусульманской общине и ее ценностям
Поэтому многие неофиты в исламе отрицают традиционные религиозные практики, в том числе посещение мавзолея Ахмеда Ясави. Но значение имеют не только салафиты и ваххабиты. В конце концов сегодня даже в Саудовской Аравии правящая семья инициировала весьма значительные реформы, чтобы уйти от свойственной этой стране архаики.
Вопрос в том, что многие другие направления в исламе – от Братьев-мусульман до деобандийцев — имеют свою точку зрения на происходящие процессы в религии и обществе.
И очень часто они далеки от традиционного понимания ислама и в Казахстане, и в нашем регионе
Все они часто отражают бурные политические процессы, которые происходят в мире современного ислама.
Во многом в связи с этим
среди них встречаются и весьма радикальные движения. Часто они не хотят дискуссии, поиска компромисса,
что все-таки более свойственно для любой религии, они хотят изменить ситуацию, которая им кажется неправильной здесь и сейчас. Естественно, это не может устроить большинство общества и государство.
Любое светское государство заинтересовано в умеренной роли религии в жизни общества
и уж абсолютно точно оно не может согласиться с появлением идей по радикальному переустройству мира по какой-либо религиозной матрице. Любые неофиты от религии — это всегда меньшинство.
Большая часть общества ориентируется на традиционные ценности и привычное восприятие религии в жизни
При этом религиозность — важный момент в жизни многих людей, и это всегда надо учитывать.
В Казахстане государство в области религии проводит весьма эффективную и умеренную политику, которая главным образом опирается как раз на традиционные религиозные ценности. И эти ценности, в свою очередь, являются частью традиционного образа жизни, который находится в основе стабильности общественных отношений.