Спрос на автомобили казахстанской сборки продолжает расти: в ноябре объем продаж достиг исторического максимума. Дальнейшее развитие отрасли будет связано с дополнительным госфинансированием льготного автокредитования и китайскими инвестициями.
На поддержку отечественного автопрома правительство готово выделить 10 млрд тенге. Деньги из бюджета «одалживаются» холдингу «Байтерек» на 20 лет под 0,1% годовых, после чего в течение полутора лет будут переданы в виде кредитов Банку развития Казахстана (БРК).
«БРК, получив бюджетные средства, отправит их банкам второго уровня для льготного кредитования физлиц — покупателей легкового автотранспорта казахстанского производства, а также лизингового финансирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей», — пишет kolesa.kz, добавляя, что
постановление правительства сейчас находится на стадии общественного обсуждения
Это будет уже третье увеличение финансирования программы льготного автокредитования с начала ее действия (весна 2015). К изначальным 20 млрд тенге в конце 2015 было добавлено 11 млрд, а в начале 2018 – еще 8 млрд.
При выделении очередного транша стоимость поддержки увеличится до 49 млрд тенге
С мая 2015 по 1 ноября 2018 Банк развития Казахстана согласовал 11 574 заявки банков второго уровня на автокредитование на общую сумму 47,4 млрд тенге. За это время шесть БВУ выдали 11 170 кредитов на общую сумму 45,7 млрд тенге.
Увеличение объема автокредитования происходит на фоне роста спроса на продукцию отечественного производства. В октябре 2018 впервые больше половины продаж составила техника казахстанской сборки.
По итогам 11 месяцев этот показатель также велик – 48,4% (по данным КазАвтоПрома). Всего за это время продано 26,7 тыс. единиц – на 57,7% выше показателей за аналогичный период 2017. Более того,
ноябрьские продажи авто казахстанской сборки оказались самыми высокими за все время: 3109 единиц (+63,7%)
Самые популярные автомобили казахстанской сборки – Lada: за 11 месяцев официальные дилеры реализовали около 11,8 тыс. единиц. Объемы продаж Hyundai несколько ниже – примерно 7,4 тыс. единиц.
На эти два бренда приходится более 3/4 продаж всех автомобилей казахстанской сборки
В целом объем продаж автомобилей в республике по сравнению с 2017 годом увеличился на четверть, что позволяет участникам рынка с оптимизмом смотреть в будущее.
«2018 год завершится в точном соответствии с прогнозом, озвученным нами годом ранее:
рыночные продажи продемонстрируют 25% прирост и превысят отметку в 58 тысяч автомобилей
Целевой ориентир на 2019 год — 75 тыс. реализованных автомобилей. Более половины этих объемов составят предложения казахстанских автопроизводителей», — считает председатель совета директоров «КазАвтоПрома» Олег Алферов.
Поддержать отечественных производителей должны не только бюджетные средства, но и иностранные инвестиции. В первую очередь китайские. Госкомпания по экспорту и импорту автомобилей СМС приобрела 51% акций «СарыаркаАвтоПром» — соглашение о вхождении в капитал было подписано 12 декабря в Астане.
Общий объем инвестиций со стороны Китая составит около $1,1 млрд
Стратегия развития предприятия на 2019–2021 годы предполагает увеличение объемов производства в отрасли до 100 000 автомобилей и уровень локализации до 50%. Ради последнего планируется выбрать поставщиков комплектующих на территории Казахстана и ЕАЭС, а также наладить качественное сервисное обслуживание.
Изменится и модельный ряд выпускаемой автотехники. Сегодня на костанайском заводе производятся Hyundai, Chevrolet Niva, Peugeot, Iveco, тогда как СМС намерены сосредоточится на выпуске автомобилей JAC, Ankai, Howo и Hanteng.