Нур-Султан
Сейчас
6
Завтра
5
USD
427
+0.13
EUR
497
+0.15
RUB
5.5
-0.03

20-летие пенсионной реформы: мы построили постсоветский Казахстан без лекал — Наталья Коржова

1026

Финансисты считают, что переход на накопительную систему был необходим, солидарная к концу 90-х была почти банкротом. И они не ошиблись. На счетах вкладчиков за 20 лет аккумулировано более 9 трлн тенге. Этого результата добивались путем проб и ошибок. Как и к чему стремиться теперь, рассказали политики начала пенсионной реформы.

Цепная реакция реформ

— Пенсионная реформа была реформой совсем не для пенсионеров, — вспоминает Наталья Коржова, в 1998-м году занимавшая пост министра труда и социальной защиты населения, ныне президент Казахстанской финансовой академии.

— Все, кто уже стал пенсионерами, вообще не имели к ней отношения. Реформа была комплексной, она потянула за собой многие социальные изменения в обществе. Работала огромная команда людей, которые анализировали, оценивали все риски того или иного подхода. Надо отдать должное, что если бы в нашем государстве того периода не было политической воли главы государства, вряд ли эта реформа вообще имела успех.

Современный опыт наших соседних государств говорит о том, что когда идут дискуссии и обсуждение тех или иных подходов, и когда глава государства выходит напрямую и ставит перед своей командой задачу сохранения согласия, это изначально придает реформе социальную направленность.

Преобразования были болезненными и глубинными. Остановилось практически каждое второе производство, началась массовая безработица, бедность, длительная невыплата зарплат, пенсии платились с перебоями. Появилась форма расчетов с людьми бумажными чеками, а также натуральным эквивалентом — товарами, продуктами.

Все свидетели того времени помнят, как у автодорог сидели старики и продавали автомобильные покрышки, водку, крышки для консервирования и другие товары. Они пытались таким образом обменять «зарплату» своих детей на деньги. В малых городах — Кентау, Жанатасе, Текели, Рудном — от безысходности и отчаяния люди выходили на акции протеста.

На этом фоне страха и неприятия, рассказывает Наталья Коржова, правительство выходило в народ, обещая успешное, процветающее и развитое будущее. А жить людям хотелось сейчас.

— Велся без конца и края со стороны администрации президента промежуточный мониторинг результатов, мы не могли буксовать в тот период, пока получим понимание и поддержку общества, — говорит экс-министр труда. — Ведь готовых лекал не было, прежние ушли в небытие с СССР. Надо было действовать жестко, решительно, ответственно, консолидированно.

Пенсионная реформа была не единственной реформой того периода. Без того, чтобы параллельно не осуществлять реформирование еще и в других секторах, очевидно было, что ничего не состоится. Поэтому началась приватизация. Начался процесс реорганизации колхозов, совхозов.

А люди — как в городе, так и на селе — за годы советской власти совершенно утратили навыки частного ведения хозяйства, владения землей, средствами производства. То есть не знали, что такое быть собственниками. Мы сделали все, чтобы подойти к сегодняшним итогам. К 20-летию накопительной пенсионной системы мы подошли с уверенным взглядом в будущее.

Деньги пенсионеров должны работать на экономику

Экономист Петр Своик, в середине 90-х возглавлявший антимонопольные ведомства, предлагает преобразовать ЕНПФ в самостоятельный национальный инвестиционный банк.

— Единый накопительный пенсионный фонд создает очень симпатичную картину, — говорит Своик. — Команда по профессионализму, по добросовестности отношения к делу заслуживает самой высокой оценки. Система рождалась именно так, как Наталья Артемовна рассказывала, именно так и было.

А что же теперь? В последнее время деньги вкладчиков ЕНПФ идут в экономику. Например, газификация Астаны предусмотрена в том числе и за счет пенсионных накоплений. ЕНПФ должен стать самостоятельным национальным инвестиционным банком. И инвестировать в 2 направления.

Во-первых, в те же газопроводы, в электроэнергетику, в долгожданную системообразующую Балхашскую электростанцию. Потому что это все находится под государственным тарифным контролем. И государство, как тарифный регулятор, вполне может выступать гарантом сохранности, возвратности и прибыльности такого рода вложений.

Во-вторых, бюджет этого года предусматривает затраты более 800 млрд бюджетных тенге на инфраструктурные проекты — энергетика, дороги, ЖКХ, архитектура, градостроительство. Плюс в районе 236 млрд тенге — это бюджетные кредиты. А сравните это со взносами в ЕНПФ — деньги текут рекой, скоро ежегодно туда будет поступать по 1 трлн тенге. Все эти деньги вполне можно было бы направить через бюджет в инфраструктуру. И так из года в год.

Нацбанк поддерживал НПФ

Кадыржан Дамитов в 90-е работал во главе Национального банка. Он помнит, как его критиковали международные финансовые организации за компенсационные выплаты пенсионным фондам после первой девальвации.

— Когда мы переходили первый раз к плавающему свободному курсу, кто-то уже и не помнит, Нацбанк взял на себя расходы по компенсации курса по депозитам физических лиц. Поскольку пенсионные фонды начали вкладываться в государственные ценные бумаги, произошла девальвация. Государство взяло на себя компенсационные выплаты, за что мы подвергались критике со стороны международных финансовых организаций.

При работе с Международным валютным фондом нам давали много различных рекомендаций. Но эксперты в итоге соглашались с нашей позицией, поскольку шли разъяснения наших страновых особенностей. Да, во время реформ принимались и не самые лучшие решения, не самые удачные, но всегда нужно понимать экономический и исторический контекст. Развитие невозможно без ошибок. Без них не сделать правильные выводы. Я не сторонник все рисовать розовым и красками, но и черными тоже неправильно.

Вот и прежние ошибки частных фондов были учтены при работе теперешнего ЕНПФ. Решения уже не принимаются кулуарно, в кабинете директора. Ежегодно Нацбанк вместе с советом по управлению пенсионными активами и советом по управлению Национальным Фондом ставят и решают задачи по безопасному и наиболее выгодному для вкладчиков инвестированию их денег, основанному не на популистских заявлениях и коммерческой выгоде, а на сбалансированном соотношении доходности и риска.

Так и удалось добиться положительной динамики в показателях доходности. Прозрачность, системность и разумность в инвестировании накоплений — это и есть три кита устойчивой системы, способной отражать вызовы шатающихся финансовых рынков.

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter