В период рыночных трансформаций и нарастания интеграционных процессов в странах ЕАЭС одним из важнейших условий сохранения стабильности и развития может стать целенаправленная социальная политика, считает политолог Эдуард Полетаев.
Участники экспертного клуба «Мир Евразии» обсудили тему решения социальной политики на евразийском пространстве.
Согласно данным ООН, по индексу человеческого развития государства-основатели ЕАЭС занимают высокие позиции:
в рейтинге 2018 года Россия, Беларусь и Казахстан вошли в группу с очень высоким развитием,
заняв 49, 53 и 58 места соответственно. Армения (83 место) относится к категории государств с высоким развитием, Кыргызстан (120 место) – к группе среднего развития.
Лидеры Казахстана и России в 2017-2018 гг. выступили с рядом важных социальных инициатив. Нурсултан Назарбаев 5 марта 2018 озвучил обращение к народу Казахстана с говорящим названием «Пять социальных инициатив президента».
Послание главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» также обратило на себя внимание насыщенным социальным содержанием.
В конце ноября 2017 Владимир Путин выдвинул ряд инициатив в социально-демографической сфере, в том числе предложил продлить программу по выплате материнского капитала до конца 2021 года. Кроме того, в так называемых майских указах президента России не только определены цели развития до 2024 года, но и показатели эффективности правительства в плане повышения качества жизни граждан.
В идеале, согласно этому документу, российские граждане по качеству жизни должны войти в число мировых лидеров
— В то же время в наших странах увеличивается пенсионный возраст, самозанятые облагаются налогом. В России с 1 января 2019 года повышается НДС – самый крупный федеральный налог, который дает треть доходов бюджета, – отметил модератор экспертного клуба Эдуард Полетаев.
Нужны ли странам ЕАЭС одинаковые пенсии?
Оценка новых социальных инициатив во многом зависит от того, под каким углом их рассматривать, поддержал коллегу старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Даурен Абен.
— Одной рукой государство дает, а другой забирает, – считает эксперт. – Те же майские указы Путина могут представляться «мягкой подушкой» перед пенсионной реформой. Или взять нашу казахстанскую программу «7-20-25» и другие озвученные инициативы: частично они уже съедены инфляцией, падением курса национальной валюты.
Государства заинтересованы в социальной поддержке своих граждан, но на это нужны деньги, объяснил ряд принятых и ожидаемых решений Полетаев. Однако бытует мнение, что постсоветские государства «сливают» свои социальные обязательства, как в 1990-х это делали крупные предприятия, скидывая непрофильные активы вроде поликлиник, домов культуры и детских садов.
— Недавно на одной из конференций российский экономист Василий Колташов заявил, что Россия переходит от неолиберализма к неомеркантилизму, и пенсионная реформа совпала с этой тенденцией по времени, – заметил политический обозреватель Владислав Юрицын.
– Получается, новым либералам нужно сбрасывать обязательства с государства, а новому меркантилизму необходимо, чтобы сварщики, электрики, инженеры и все те, кто умеет работать, еще не выходили на пенсию, потому что фабрики, заводы и прочие предприятия в них нуждаются.
Он также отметил, что
эксперты и депутаты Госдумы, комментируя грядущее повышение пенсионного возраста, ссылались на Казахстан,
где аналогичное решение уже несколько лет активно реализуется.
— Есть мнение, что Казахстан является своеобразным полигоном для социальных реформ. Однако пенсионная реформа в России показала, что у людей другие установки, так как там средний возраст населения выше и советские социальные стандарты люди помнят дольше, – добавил Владислав Юрицын.
https://365info.kz/2018/10/kak-budut-menyatsya-polikliniki-kazahstana/
То, что все мы родом из СССР, играет очень большую роль в оценке социальной политики населением,
убеждена президент центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова. Но молодежь исходит уже из других реалий, сложившихся в постсоветских странах за годы независимости.
Социальная политика каждого государства строилась, исходя из экономических возможностей, а потому трудно предположить, что сегодня можно создать единые евразийские соцстандарты в рамках ЕАЭС, как это существует в том же Евросоюзе.
Что касается западных социальных стандартов, в нашем обществе их не всегда адекватно оценивают
— Сейчас мы смеемся над «хрущевками», но стоит пожить где-то за границей, даже в тесных квартирках богатой Великобритании, понимаешь, что хрущевки – далеко не самое плохое жилье.
Более того, когда англичанам рассказывали, что многие получали жилье бесплатно, в котором тепло, проведены коммуникации, и сколько платили за коммунальные услуги, эту информацию они воспринимали с недоверием, – говорит замглавного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане» Сергей Козлов.
Мир сильно изменился, причем не в лучшую сторону, считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслав Додонов.
— Немецкий докладчик на конференции в Алматы несколько дней назад говорил, что ситуация в Германии очень быстро меняется. Если раньше, лет 10 назад, средний размер пенсии там составлял 74–75% от зарплаты, сейчас он всего 47%.
Мы вступили в эру постоянных финансовых кризисов – один заканчивается, следующий начинается
И это сильно бьет в том числе по системе пенсионных фондов во всем мире.
Вячеслав Додонов также напомнил, что высокие стандарты жизни населения ЕС обеспечиваются за счет стран-доноров: Германии, Франции, Великобритании. В ЕАЭС такой сценарий невозможен, потому что это потребовало бы от экономических лидеров союза, а это прежде всего Россия и Казахстан,
направлять часть денег налогоплательщиков на поддержку стран-партнеров
Совместная работа в сфере соцполитики может быть успешной в тех направлениях, которые уже обозначены лидерами евразийской пятерки, считают эксперты. Речь идет о защите прав трудовых мигрантов, взаимном зачете трудового стажа при начислении пенсий.
Но все же основные вопросы соцобеспечения странам придется решать самостоятельно, и успех зависит от развития экономики
Рост цен замедлился: Нацбанк был прав?
Цели же вполне можно обозначить конкретными показателями, отметил политолог Замир Каражанов. Выделяют два основных индикатора социального государства:
— Если оценивать по уровню расходов, оптимально ориентироваться на европейские страны, где этот показатель иногда превышает 30% к ВВП (Франция, Дания, Финляндия, Бельгия, Австрия).
Но такой показатель не у всех стран Евросоюза. Условно комфортный уровень расходов составляет 20–30%, минимальный, по данным Евростата, от 15%.
По расходам на социальную сферу мы отстаем. У Казахстана — 10%, у России еще меньше – 5,3%
(по данным Росстата за 2016 год). Хотя надо признать, что в казахстанском бюджете, если верить отечественному правительству, в 2018 году на социальную сферу заложено 44% расходов, – отметил Каражанов, добавив, что
показатели Казахстана и России по бедности и неравенству «на фоне других государств мира выглядят умеренно»
Однако вышеприведенные цифры не учитывают многие направления государственной соцполитики. В частности, по данным статистики, Россия тратит на социальную сферу почти в два раза меньше, чем Казахстан. Но едва ли эту страну можно назвать социально ориентированной в меньшую сторону. Скорее наоборот, учитывая
сохранившиеся с советских времен бесплатное высшее образование и многочисленные льготы
для поддержки определенных категорий граждан.
Кроме того, в статистике и различных рейтингах зачастую не учитываются многие услуги, которые бесплатно оказываются населению со стороны госорганов Казахстана и России. Об этом напомнил представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.
— Социальная политика в Казахстане на самом деле есть, это социальное государство. Возьмем в качестве примера работу санитарной авиации. Она действует не только внутри страны, но и за ее пределами.
Раненого или больного из другой страны доставляют на специальном самолете, а не бросают на произвол судьбы, это и означает, что государство социальное.
Если гражданин скончался за рубежом, гроб с телом доставляют на родину. А отправить самолет за одним человеком стоит совсем недешево, к тому же для редких болезней требуются дорогие препараты – по ним тоже отдельные деньги выделяются.
Вот последнее, что обсуждали в городском маслихате Алматы: выделили 60 млн тенге на шесть человек для покупки бионических протезов. Это огромная сумма!
Каждому слепому в Казахстане выдается читающий сканер, плеер, говорящая трость, говорящий термометр, смартфоны со специальным программным обеспечением. Но не все об этом знают, потому что надо самому ходить, заполнять заявки.
В этом и заключается проблема нашей социальной политики, которая ориентирована на активного человека, – заключил Марат Шибутов.