Казахстан вскоре станет более привлекательной страной для жизни, нежели Россия. Такого мнения придерживается политолог Талгат Калиев.
С ним не согласны некоторые эксперты — они уверены, что санкции, наложенные на Россию, потянут вниз и Казахстан.
По его словам, республика хоть и испытывает не меньшее влияние экономического кризиса, но при этом
— А следующий год объявлен Годом молодежи. И курс на поддержку рождаемости тоже прогнозируем,
поскольку совсем недавно создан Комитет по делам молодежи и семьи. В целом планы на ближайшие годы, которые анонсировались в послании президента, говорят об очень серьезной социальной поддержке, — отмечает Калиев.
По его словам, хотя в России материнский капитал и больше, но он достаточно условный: его можно потратить только на приобретение жилья (ипотеку) или, в перспективе, на образование.
Также, по его мнению, сегодня ввиду большей благоприятности налогового климата и отсутствия санкций,
российский бизнес мигрирует в Казахстан. Как минимум регистрируется,
размещает офис бухгалтерии и платит налоги в этой стране.
— Очень часто можно встретить россиян, регулярно совершающих деловые поездки в Астану, Алматы и другие города. Со многими бизнесменами я общался и они честно рассказали о выгоде размещения головного офиса в нашей стране. Причем это были представители компаний из совершенно разных сфер, и это было еще до санкций — до 2014 года.
Налоговый режим у нас, в отличии от России, гораздо более комфортный, гибкий и щадящий, поэтому всплеск активности россиян еще впереди,
— считает он.
К тому же в условиях санкционного давления для многих российских предпринимателей гораздо безопаснее держать активы в Казахстане, без всяких ограничений, чем в своей стране.
— Сейчас ожидается возможное принятие нового и более жесткого пакета санкций. Они будут включать в себя запрет на обслуживание российского долга и на работу со многими банками. Это несет серьезные риски для всего финансового сектора, — замечает политолог.
Так что Казахстан может стать самой привлекательной республикой для жизни во всем СНГ, особенно для молодежи
— Да, многие молодые люди уезжают получать высшее образование в Россию. Однако в последнее время усилилась политизация российской науки в условиях противостояния с Западом. Это может в корне подорвать интеллектуальный потенциал России.
Кстати, образовательная миграция в Россию основана преимущественно не на качестве российского образования, а на доступности и возможности поступить без ЕНТ. За качеством при наличии денег едут на Запад. В Казахстане проводимые в последнее время реформы и эксперименты в образовании не имеют политического характера. Основная их цель — улучшение этой сферы, — утверждает политолог.
Талгат Калиев убежден, что сокрушаться по поводу оттока молодежи, оперируя советским термином «утечка мозгов», в сегодняшних реалиях неправильно.
— Миграция — абсолютно нормальное явление в условиях глобализации
Слава богу, у нас нет железного занавеса и наша молодежь может выезжать куда угодно, проверяя себя на конкурентоспособность. Я думаю, что многие из уехавших сегодня вернутся на родину лет через 10-15 и применят уже здесь полученный богатый опыт, — утверждает политолог.
Менее оптимистичен экономист Рустем Жансеитов. По его словам, ожидать, что Казахстан преуспеет в то время, пока Россия будет под санкциями, близорукая позиция.
— Санкции когда-нибудь закончатся, а в текущий момент они косвенно на нас влияют негативно. К примеру, та российская продукция, которая должна была уйти в другие страны, идет к нам. Заходя на казахстанский рынок, россияне ведут довольно агрессивную политику — они сильно снижают цены и все наши местные производители начинают медленно «умирать», не выдерживая конкуренции с российскими гигантами.
Ведь заходят к нам, как правило, крупные компании. Все это приводит к засилью российской экономической составляющей, учитывая, что при любом удобном случае эти компании могут свернуться и уйти с нашего рынка. А если говорить о перемещении российских компаний в Казахстан, серьезных проектов я пока не вижу. В целом все, что заработано в Казахстане, отсылается в Россию, а на благо нашей страны средства не идут, — замечает экономист.
Политолог Султанбек Султангалиев в свою очередь отмечает, что при всей внешней несхожести России и Казахстана — от размеров и объемов до внутренней структуры экономики — они имеют одну общую черту. Обе страны нефтезависимые.
— А учитывая совместное пребывание в Евразийском экономическом союзе и мощный взаимный товарооборот, становится понятным, что
Казахстан и Россия зависят еще и друг от друга. Естественно, Казахстан в большей, а Россия — намного в меньшей степени
Поэтому если российская экономика уйдет в «штопор», и наша пострадает очень сильно, — считает он.
Что касается социальных программ, по мнению Рустема Жансеитова, даже по новой ипотечной программе для многих граждан первоначальный взнос является неподъемным.
— При этом покупательская способность тенге понижается, а повышение зарплаты нивелируется усиливающейся инфляцией
В этих условиях молодой семье со средней зарплатой заработать на квартиру практически невозможно, — говорит экономист.
По словам Султангалиева, разговоры, что Казахстан будет жить лучше, чем Россия, аргументируя это «социальными инициативами с доступной ипотекой, внедрением новых стандартов жизни, благоустройства населенных пунктов и объявленного предстоящего года молодежи», ничего кроме смеха не вызывают.
— В нашей истории уже был даже не год, а целых три года аула. И какую пользу эти годы принесли в плане подъема сельского хозяйства и уровня жизни сельчан? А если обратиться к конкретным экономическим показателям, размер ВВП и объем национального богатства, как давно уже проверено сермяжной практикой жизни, отнюдь не гарантирует населению страны безбедной жизни.
Да, и хочется напомнить безнадежным оптимистам, что
Мы явно живем не по средствам, господа, латая прорехи из Нацфонда и за счет пенсионных накоплений
Учитывая, что на первое июля 2018 года совокупный внешний долг Казахстана составил 164,4 млрд долларов, вряд ли Казахстан рискует в скором времени стать более привлекательной страной для жизни, чем Россия. Кстати, увеличение потока миграции из страны как бы косвенно подтверждает данный скепсис, — заключает Султангалиев.