Если Россия поднимет цены на автотопливо, они могут подскочить и в Казахстане.
В 2019 году в России прогнозируют удорожание цен на бензин. Северный сосед собирается повысить НДС на 2%, что автоматически приведет к повышению цены как минимум на эту сумму. Что касается ситуации с бензином в Казахстане, экономист Рустем Жансеитов уверен, что цены подрастут вслед за российскими, это неизбежно.
— У нас общие рынки. Правительство вряд ли будет сдерживать рост цен. Если люди начнут возмущаться, власти предпримут какие-то ограничительные меры. Но тогда это не понравится россиянам — они скажут, что у нас общий рынок. Так что опять ЕАЭС нам ставит подножку. Ко всему прочему, наши монополисты, торгующие бензином, тоже иногда не прочь заработать. Они неоднократно сговаривались и держали цены «на высоте», — считает Жансеитов.
По словам Жансеитова, если в Казахстане бензин будет дешевле, чем в России после повышения, это чревато.
— Вспоминаются додевальвационные времена. Тогда у нас бензин был намного дешевле, чем в России, шел переток туда. Сейчас у нас бензин дешевле, но не стоит забывать, что система внутренних ограничений действует до 2025 года.
После этого, согласно договоренности ЕАЭС, нефтяной рынок и рынок нефтепродуктов будут синхронизированы везде. В этой ситуации не совсем понятна логика правительства — видимо, там надеются, что за это время что-то произойдет и доходы населения резко возрастут.
Любое повышение цен на бензин всегда сопровождается недовольством населения, что приводит к росту социальной напряженности. И никому наверху сейчас это не выгодно. Но после прошедших девальваций и продолжающейся ползучей девальвации я не вижу, что может вывести страну на качественно новый уровень. Мы как сидели на нефтяной игле, так и сидим, — замечает экономист.
При этом он отмечает, что
даже если бензин подорожает, количество машин вряд ли сократится, люди будут ездить и дальше
После модернизации НПЗ все иначе
Между тем экономист Алмас Чукин придерживается мнения, что в Казахстане и России цены на бензин не зависят друг от друга. Дело в том, что в обоих случаях они регулируются государством.
— В России регулирование делается не административным путем — власти просто договариваются с нефтяными компаниями. У нас же предпринимались административные меры.
Помните, перебои с бензином были, когда государство устанавливало предельные цены? В результате люди переставали завозить бензин — невыгодно было. Сейчас это отменили, только по 92-му какие-то попытки делают, а на все остальные виды цены свободные.
Импорт из России сейчас снизился благодаря реконструкции Шымкентского НПЗ,
заканчивается реконструкция Атырауского НПЗ. То есть от российских поставок мы особо не зависим. А на наши цены на бензин влияет в основном уровень цены на нефть, — заключает Чукин.