Элита Кыргызстана имеет доходы от контрабанды, которые измеряются миллиардами долларов. Отсюда и такое число богатых в такой бедной стране. Вполне очевидно, что пребывание КР в ЕАЭС будет приводить к скандалам с контрабандой и росту числа претензий со стороны Казахстана, считает экономист Марат Шибутов.
Бывший президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев дал большое интервью каналу «Апрель», где коснулся вопросов коррупции, а также отношений с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Приведем некоторые цитаты.
«За три года моего премьерства и президентства Кубанычбек Кулматов увеличил сборы на таможне в три раза! И я вам честно скажу, почему посажены Сапар Исаков и Кубанычбек Кулматов. Потому что Сапар Исаков, несмотря на просьбы Жээнбекова, снял с работы Раима Матраимова.
А что касается моих личных отношений с Назарбаевым, это уже другая тема. Но я знал, что отношения между нами не повлияют на отношения между странами, так как мы в одном в Евразийском экономическом союзе. Мы соседи!»
В реальности же претензии Казахстана к Атамбаеву и некогда возглавляемой им стране по поводу контрабанды — это вопросы не личного характера, а серьезная проблема, которая нуждается в срочном решении. Не говоря уже о проблеме коррупции на таможне.
Определенная часть элиты Кыргызстана забывает о наличии в современном мире такого явления, как открытые данные
К примеру, есть сайт Международного торгового центра с торговой статистикой, где можно сравнить таможенные данные, предоставленные соседними странами. И
если разница в цифрах превышает 50%, очевидно речь идет о контрабанде или контрафакте
За последние 20 лет — с 2001 по 2017 годы — имеющихся в открытом доступе данных достаточно, чтобы сравнить показатели таможенной статистики Кыргызстана по импорту и показатели экспорта — к примеру, с соседствующим с ней Китаем.
За 20 лет разница в таможенной статистике между КНР и КР достигла $50 млрд
За 20 лет киргизская таможня зарегистрировала поступившие из Китая товары на общую сумму $11,64 млрд. При этом китайская посчитала, что отправила в Кыргызстан товаров на $61,667 млрд. Разница составляет $50 млрд. Такую разницу не спишешь на разную методологию учета —
это объективно контрабанда, которая затем идет в другие страны, за счет которой жили многочисленные оптовые рынки Кыргызстана
Теперь посмотрим данные по Турции — тоже сильного импортера товаров в КР. За 20 лет, по данным киргизской таможни, объем поставок составил $1,129 млрд. По данным турецкой стороны, было отправлено товаров на $2,968 млрд. Разница составляет $1,839 млрд.
Существенную долю в импорте Кыргызстана занимают товары из США. Официальные цифры близки к данным по импорту из Турции.
Однако и здесь данные таможни США отличаются значительно: $884 млрд против $2,039 млрд
По всей видимости, товар, закупленный в третьей стране, декларируется потом как американский и продается тоже как американский. При детальном анализе можно увидеть, о чем идет речь: джинсы, виски или оборудование.
Для понимания динамики можно посмотреть на график разницы в статистике КНР и КР. Пик был в 2008 году, когда разница достигла $8,484 млрд, затем цифры колеблются примерно около $4 млрд.
Если взять единый таможенный тариф ЕАЭС в 10%, получается, что в год утаивается примерно $400 млрд
При этом все таможенные сборы идут в общий фонд ЕАЭС, а потом распределяются по странам-членам. Так что
контрабанда в Кыргызстане бьет по карману каждого гражданина всех стран ЕАЭС
То есть мало того, что республика получает из фонда больше, чем отправляет, она еще и покрывает контрабанду.
Также интересен график разницы в статистике по турецким товарам: бурный рост начинается в 2012 году, когда президентом стал
Алмазбек Атамбаев, который, кстати, имеет бизнес в Турции и тесные связи с турецкими деловыми кругами
Если округлить сроки пребывания президентов Кыргызстана до полных лет и посчитать, какая разница в таможенной статистике отмечалась в период их работы, выясняется интересная вещь: никакой разницы между ситуациями в период правления разных президентов нет.
Кто бы ни возглавлял эту страну, контрабандный поток не иссякал, обогащая элиту и организованные преступные группировки
Несколько выделяется период Аскара Акаева, но в тот период поток был небольшим, а разница в статистике достигала 6 раз. Вероятно, еще не были исследованы все возможности.
Такая статистика показывает, что элита Кыргызстана в целом имеет доходы от контрабанды, измеряющиеся миллиардами долларов. Отсюда и такое число богатых людей в такой бедной стране. Понятно, что элите в целом плевать на ее развитие и благополучие граждан — ее благополучие зависит совсем от других вещей.
Очевидно, что пребывание Кыргызстана в ЕАЭС будет и в дальнейшем приводить к скандалам с контрабандой и росту числа претензий со стороны Казахстана.