В Казахстане из года в год снижается общий показатель знания английского. Звучит парадоксально, учитывая курс страны на трехъязычие, прилагаемые усилия и огромные затраты.
По итогам крупнейшего в мире рейтинга EF English Proficiency Index (EF EPI), оценивающего уровень владения английским языком, из 88 стран и регионов Казахстан оказался на 80 месте. Общее количество прошедших тест по всему миру составило 1,3 млн человек. Примечательно, что соседние республики занимают следующие позиции:
Единственная страна, которую обогнал Казахстан, это соседний Узбекистан,
он на 86 месте.
По словам депутата Ирины Смирновой, независимое исследование демонстрирует итоги жарких споров вокруг необходимости изучения английского в Казахстане.
— Сколько государственных средств утекло на изучение английского! А сколько родительских!
Правительству надо проанализировать ситуацию и подумать, может быть мы идем не тем путем? — задается вопросом депутат.
По ее словам, основная проблема внедрения программы трехъязычия заключается в нехватке во многих школах англоговорящих педагогов.
— Нужно, чтобы сначала у нас появилось достаточное количество учителей английского
и только потом изучать на нем предметы. У нас как-то все это начали не с той стороны. Обучение учителей на языковых курсах тоже не дает ожидаемых результатов, — предполагает Смирнова.
Напомним, что в 2017 году
для обучения учителей на углубленных курсах английского языка министерством образования было выделено 12 тысяч мест
Учителя-предметники учились до 9 месяцев, предусматривалась и выплата стипендий.
— А по факту мы видим, что ни большинство учителей, ни дети английским не владеют. И лично мне непонятно, сколько из обучившихся учителей преподает на нем? По их данным,
доплату за преподавание на английском получают только 800 педагогов
Но не факт, что они из числа тех 12 тысяч обученных. Вполне возможно, это преподаватели лицеев, изначально знающие язык.
К тому же у некоторых обучавшихся английскому педагогов еще со школы были базовые навыки владения немецким и французским языками, а не английским. Им не выучить язык в совершенстве, да еще за такое короткое время, им еще учиться и учиться, — считает депутат.
По словам Смирновой, нужно выработать стратегию, взяв за основу опыт шести немецких школ, языковые методики которых очень эффективны. А вот
экспатов приглашать не надо — это приведет к дополнительным нецелесообразным затратам
Бота Жуманова, президент ассоциации по развитию и исследованию образования, предлагает перенять грузинский опыт.
— Грузия по знанию английского показывает одни из лучших результатов. В свое время
туда пригласили 1200 волонтеров из стран Запада и Европы и посадили по одному в каждой школе
Приезжие — не преподаватели, это были просто англоговорящие люди. Зато ученики постоянно могли практиковать язык с носителем, что подогревало интерес к изучению.
В Казахстане тоже надо внедрять что-то подобное. Мало того, что у нас сейчас знание английского на низком уровне, так оно еще и ухудшается.
В России знания и владение английским языком лучше — вероятно, потому что лучше налажена связь с миром. Там больше бизнеса, да и экономика в десять раз больше нашей, — отмечает Жуманова.